2012-06-29
/ Александр Борисович Широкорад - историк.

сирия, европа, конфликт, история / Французский генерал Котру обещает сделать Сирию свободной и независимой.
Фото из книги The Arab War Against Israel (as the Arabs Saw It) by Alexander Dothan, 1950
Французский генерал Котру обещает сделать
Сирию свободной и независимой.

Фото из книги The Arab War Against Israel
(as the Arabs Saw It) by Alexander Dothan, 1950

Информация о событиях в Сирии не исчезает из новостных лент газет и телеканалов. Но чтобы разобраться в столь сложной обстановке в стране, где действуют не две, а не менее десятка сторон, преследующих самые разные цели, волей-неволей придется обратиться к истории этой страны.

Картина этой страны тысячелетней давности удивительно напоминает год 2012-й. Западноевропейское рыцарство, графы, герцоги, короли и даже римские папы забыли о своих делах во Франции, Германии и Англии и обратили взоры к Палестине и Сирии. Там злобные арабские султаны нарушают права христианского населения, убивают и притесняют мирных граждан. Местные христиане видят свое спасение лишь на Западе. Папа Урбан II так и заявил: «Они жаждут освобождения и не прекращают молить о том, чтобы вы пришли им на выручку».

Папа утверждал, что «персидское племя турок» захватило священные для христиан реликвии, что они превращают храмы в хлев для скота, «топчут ногами предназначенные для богослужения сосуды», наносят побои и оскорбления духовенству. О том, что нельзя более терпеть святотатства, что христиане должны подняться на бой с неверными, и каждый воин в знак этого – нашить на свою одежду крест из красной материи.

Разница с 2012 годом лишь в том, что в Сирии и Палестине не было никакой гражданской войны, разве что эпизодически возникали мелкие конфликты между мусульманскими правителями. Большую часть населения Сирии и Палестины представляли христиане. Спору нет, при арабах им стало жить несколько хуже, чем при византийских императорах. Тем не менее христиан никто не притеснял, не трогал их храмов, не вмешивался во внутрицерковные дела.

ОСВОБОДИТЕЛИ С ПОВАДКАМИ РАЗБОЙНИКОВ

И вот десятки тысяч крестоносцев двинулись «освобождать святую землю». Первыми же их жертвами стали христиане – жители Центральной и Южной Европы. По пути рыцари жгли, грабили, насиловали. Венгерский король согласился пропустить крестоносцев, лишь взяв знатных заложников, и рыцарям пришлось вести себя там более-менее пристойно. В Византии же крестоносцы прославились безудержными грабежами. Руководители похода сдерживали рыцарей, поскольку Византия была еще достаточно сильна, и только ее флот мог переправить крестоносцев в Азию. Так, весьма прозападный историк Джон Норвич писал о поведении крестоносцев в Византии: «Они разоряли страну, насиловали женщин, грабили города и селения и при этом, казалось, все же считали, что имеют на это право, ожидая, что в них будут видеть скорее героев и освободителей, а не бандитов, каковыми они в действительности были. Их отъезд вызвал немалую радость; еще большее утешение состояло в сознании того, что когда (и если) они вернутся, их количество значительно уменьшится».

В 1099 году крестоносцы взяли штурмом Иерусалим. Все мусульманское население города, около 70 тыс. человек, оказалось перебито, пощады не было ни детям, ни женщинам. От мечей «освободителей» пала и часть евреев, а остальных загнали в синагогу и сожгли. У православного населения Сирии и Палестины были отняты церкви, а самих православных новоявленные сеньоры обратили в своих крепостных. Православные патриархи, антиохийский Иоанн Оксита и иерусалимский Досифей, были вынуждены бежать в Константинополь из захваченных крестоносцами Антиохи и Иерусалима.

Так «освобождение» обернулось для православных страшной бедой, чего никогда не было в годы правления мусульман. С 1100 по 1300 год число христиан в Сирии и Палестине, где до прихода крестоносцев они составляли около половины, уменьшилось в несколько раз. Иерусалимский патриарх Досифей II (1669–1707) сказал о крестовых походах: «Эти войны можно назвать священными с таким же правом, как проказу – священной болезнью».

Арабы начали давать отпор захватчикам. И тогда Рим обложил всю Европу «саладиновой десятиной». Европа исправно давала деньги, и десятки тысяч рыцарей непрерывно уходили на восток. Ну, а по пути… Помните фильм «Андрей Рублев», где хан говорит: «Малый город встретился. Обходить хотел. Удержаться не смог». В 1190 году английский король Ричард проплывал мимо Сицилии. Увидел город Мессину. Обойти хотел, но не позволило «львиное сердце». Разграбил и сжег город, а уцелевших жителей велел перебить исключительно из гуманных соображений – все равно им негде и нечем жить. На радостях Ричард даже зазимовал в Сицилии. Денег много и пленных девиц в избытке.

Весной 1191 года король двинулся в Палестину. Проплывая мимо Кипра, принадлежавшего Византии, опять «удержаться не смог». В нескольких сражениях Львиное Сердце разбил византийские войска и ограбил остров. Король был в хорошем настроении и согласился оставить киприотам половину их имущества. Затем Ричард продал остров рыцарскому ордену Гроба Господня.

В ходе Четвертого крестового похода проплывали крестоносцы мимо богатого торгового города Зара (современный Задер). Большинство населения его составляли католики. Никаких басурман не было. Но как удержаться? И этот город был взят и разграблен. В Заре рыцари вошли во вкус. Зачем ехать в Палестину, где жара и нет воды, а главное, кровожадные арабы принципиально не хотят расставаться со своим имуществом и становиться крепостными европейских феодалов? Куда проще грабить христианские государства. И вот 12 апреля 1204 года крестоносцы захватили Константинополь. Три дня новоявленные варвары грабили Второй Рим. Полному разграблению и разрушению подвергся и русский торговый квартал «у святой Маммы». Следствием разорения Константинополя стало практически полное прекращение русского торгового мореплавания по Черному морю (арабы его называли Русским).

МЕЖДУ СТАМБУЛОМ И ЛОНДОНОМ

С 1517 года Сирия и Ливан входили в состав Оттоманской империи. В годы Первой мировой войны на судьбу этих территорий существенно повлияли события в Хиджазе – области на западе Аравийского полуострова. Формально Хиджазом управляли паши, назначаемые Стамбулом, а фактически – местные правители, шерифы Мекки из династии Хашимитов, считавшие себя родней пророка Мухаммеда.

В начале 1916 года шериф Хусейн ибн Али вошел в сговор с британской разведкой и согласился сделать Хиджаз протекторатом Англии. 5 июня 1916 года Хусейн провозгласил независимость Хиджаза, а себя – королем и начал боевые действия против турецких войск. В июле 1917 года хиджазцы захватили порт Акаду, а 30 сентября 1918 года – Дамаск. Город объявили резиденцией независимого правительства всей Сирии, а в Бейруте создали собственную арабскую администрацию. Все ответственные посты в обоих городах заняли выходцы из Сирии, имевшие опыт административной работы в Османской империи и в Египте.

Между тем судьба Сирии и Ливана давно уже была решена. Еще в ноябре 1915 года в Лондоне британский дипломат Марк Сейкс и бывший французский генеральный консул в Бейруте Жорж Пико приступили к переговорам по разделу ближневосточных территорий – наследства Оттоманской империи. И уже в январе 1916 года проект соглашения был готов. В английскую зону включались Месопотамия с Багдадом и Басрой, но без Мосула. Кроме того, Англия получала палестинские порты Хайфу и Акку. Во французскую зону включались Ливан, прибрежная часть Сирии (западнее линии Алеппо – Хомс), часть Восточной Анатолии, Малая Армения и Курдистан. Палестина (без Хайфы и Акки) должна была составить международную зону.

На Ближнем Востоке о договоре Сайкса–Пико узнали лишь в конце ноября 1917 года из петроградских газет. По указанию Ленина прессе были переданы все тайные договоры Антанты, хранившиеся в сейфах на Певческом мосту. Естественно, это вызвало бурные протесты в Сирии и Ливане. 30 сентября 1918 года в Дамаске было создано правительство, лояльное королю Хусейну. Принц Фейсал (Файсал), сын Хусейна, отправился в начале 1919 года на Версальскую конференцию.

В июне 1919 года в Дамаске созвали Всеобщий сирийский конгресс, активно протестовавший против навязывания мандата Парижской мирной конференцией. В ноябре конгресс призвал народ к «защите отечества от французских оккупантов». Тогда же был образован Народный совет национальной обороны, в который вошли представители многих городов и областей, а также различных политических движений.

8 марта 1920 года «Сирийский национальный конгресс» провозгласил независимость Сирии, а принца Фейсала – ее королем. В новое государство помимо Сирии, Палестины и Ливана были включены части Месопотамии.

19–26 апреля 1920 года в итальянском городке Сан-Ремо состоялась конференция по ситуации на Ближнем Востоке. В ней приняли участие британский премьер Ллойд Джордж, министр иностранных дел лорд Керзон, французский премьер-министр Мильеран, а также итальянский премьер-министр Франческо Нитти. Японию представлял посол Мацуи. От США в качестве наблюдателя присутствовал посол в Италии Джонсон. Конференция утвердила мандат Англии на Месопотамию и Палестину. В спорном вопросе о Сирии Англия согласилась на оккупацию внутренней Сирии Францией.

ФРАНЦИЯ НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ

В июле 1920 года 20-тысячная французская армия двинулась на Дамаск. В битве у горного прохода Майсалун несколько сотен сирийцев во главе с полковником Юсуфом Азме погибли, закрывая собой путь к столице. Увы, король Фейсал капитулировал перед французскими войсками, разоружил армию и сдал Дамаск без боя. Но его «поступок» французы так и не оценили и после захвата Дамаска выслали Фейсала из страны. Французы не нуждались в арабском короле, к тому же тесно связанным с их британскими конкурентами.

Французские власти в Сирии попытались подавить арабское национальное движение, используя принцип «разделяй и властвуй». Они активно укрепляли позиции религиозных меньшинств и содействовали распрям на конфессиональной почве. Маронитский район в Горном Ливане, где жили христиане-униаты, был расширен путем присоединения к нему долины Бека, населенной в основном мусульманами, а также городов Триполи, Бейрут, Сайда и Сур (Тир). Остальную часть Сирии разбили на пять полуавтономных единиц: Дамаск, Халеб, Латакию (область алавитов), Джебель-эд-Друз (область друзов) и Александретту (ныне Искандерун). На крайнем северо-востоке страны в районе Ракки и Дейр-эз-Зора выделили отдельный округ, управлявшийся непосредственно из центра. Политическими делами этих территорий ведал верховный комиссар в Дамаске, назначавший всех правительственных и местных чиновников и отвечавший за режим чрезвычайного положения, введенного в 1920 году.

Французская администрация в борьбе с арабскими националистами пыталась опереться на национальные или религиозные меньшинства, проживавшие на территории Сирии. Подавляющее большинство населения Сирии, около 85%, исповедовали ислам. Среди мусульман около 60% приходилось на суннитов. Сунниты видели во французах врагов ислама. Шииты придерживались того же мнения, а кроме того, были категорически против включения районов, населенных шиитами, в состав Ливана. Друзы, мусульманская секта, близкая к исмаилитам, самоназвание «Муваххидун», то есть единобожники, тоже выступили против французских колонизаторов и ориентировались на Англию.

Самой надежной опорой французов в Сирии были христиане – католики и униаты, и в первую очередь марониты. Марониты – последовали монаха Марона Пустынника, жившего в Ливане в V веке. В конце VII века они капитально рассорились с Константинопольским патриархом и выбрали своего патриарха. После прихода крестоносцев в 1182 году марониты заявили о «единстве» с католицизмом. Причем сейчас многие марониты уверены, что их церковь никогда не порывала с Римом.


Частица Сирии в сердце России.
Московское подворье Антиохийской церкви.

Фото с сайта www.mospat.ru

Интересно отношение к французам православного Антиохийского патриархата. С VII века патриархами его были греки. Однако в 1898 году русские дипломаты при содействии Императорского православного палестинского общества сумели добиться избрания на патриарший престол этнического араба, уроженца Сирии. Кстати, с тех пор патриархами избираются только арабы. С 1908 по 1914 год Антиохийская патриархия ежегодно получала по 30 тыс. руб. из личных средств императора Николая II.

В начале 1920 года православные сирийцы во главе с Антиохийским патриархом Григорием IV (в миру Гантос Георгий Хаддад) активно поддерживали короля Фейсала. А позже выступали против французских властей и католического прозелитизма в Сирии.

В январе 1933 года на кафедру в Дамаске был избран новый патриарх Александр III, который выступил в поддержку арабских националистов. Любопытно, что Александр III учился в Киевской духовной академии, свободно говорил по-русски и часто бывал в СССР. В июне 1941 года патриарх Александр III обратился к христианам всего мира с призывом поддержать СССР в его войне с Германией.

Забегая немного вперед, отмечу, что после 1945 года Антиохийские патриархи вновь стали получать материальную помощь из России. Так, в 1947 году в ходе поездки на Ближний Восток делегации Русской православной церкви во главе с митрополитом Григорием (Чуновым) патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому было лично передано по 25 и 35 тыс. долл. США, что тогда составляло немалую сумму. В 1948 году Антиохийской церкви были возвращены здания ее московского подворья.

АЛАВИТЫ ИДУТ ВО ВЛАСТЬ

Французские власти еще до 1920 года пытались заигрывать в Сирии с любопытной сектой алавитов (нусайритов). Алавизм можно считать отдельной религией, хотя некоторые ученые относят алавитов к крайним шиитам. Считается, что движение алавитов было основано имамом Абу Шауибом Мухаммадом Ибн Нусайром, умершим в Басре в 883 году. В основе учения алавитов представление о «Вечной Троице»: Али–Мухаммад–аль-Фарси. Али – это божественный смысл. Мухаммад – имя отражения бога, аль-Фраси – Врата бога. Алавиты почитают пророка Ису (Христа) и христианских апостолов, празднуют Рождество и Пасху.

С начала ХХ века и по сей день численность алавитов оценивается в 10% от общего населения Сирии. В ходе Египетского похода генерала Бонапарта алавиты (до тысячи человек) активно помогали французам при осаде Акко.

Происхождение алавитов спорно. Армянские историки считают алавитов потомками армян из Киликийского царства, погибшего в 1375 году. В свою очередь, французские власти уделяли алавитам больше внимания, считая возможным сделать алавитский район главной базой своей колониальной политики. Одновременно в районы компактного проживания алавитов были направлены сотни французских миссионеров, в задачу которых входило убедить алавитов в их религиозной исключительности и создать в их среде сепаратистские настроения. Опираясь на элементы христианства в алавизме, миссионеры доказывали, что алавиты – потомки крестоносцев, а их мировоззрение базируется на христианстве. Но, несмотря на все усилия французов завоевать симпатии алавитов, их отношения поначалу складывались неблагоприятным для колонизаторов образом.

Тем не менее 31 августа 1920 года французы создали «автономную территорию алвитов». 12 июня 1922 года это территориально-административное образование получило название Государство алавитов. Алавитское государство состояло из двух бывших санджаков – Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях), имело собственный флаг в виде полотнища белого цвета с желтым солнцем в средней части и четырьмя красными углами. Население Государства алавитов насчитывало 278 тыс. человек, из которых алавитов было 176 тыс., суннитов – 52 тыс., христиан – 44,5 тыс., исмаилитов – 4,5 тыс. В 1930 году Государство алавитов приняло свою Конституцию.

5 декабря 1936 года Государство алавитов было присоединено к Сирии указом № 274 французских властей. Однако официально в Сирии алавиты были признаны мусульманами лишь в июле 1973 года. Дело в том, что алавиты в 30–60-е годы прошлого века добились больших успехов в экономике и политике. В марте 1971 года президентом Сирии был избран алавит генерал Хафез Асад, отец нынешнего президента. А по старым законам президентом страны мог быть только мусульманин. Так алавиты попали в правоверные мусульмане. Но только в Сирии. Во многих арабских странах и в Турции их таковыми не считают.

Серьезные проблемы для французской администрации в Сирии с начала 20-х годов создавались Александретским саджаком. В 1920–1925 годах Александретский саджак входил в состав «государства Алеппо», а затем Сирии. Значительная часть населения саджака состояла из этнических турок. Президент Турции Мустафа Кемаль, выступая 15 марта 1923 года в Адане, заявил, что «саджак всегда был турецким и не может оставаться в чужих руках».

В 1936 году Мустафа Кемаль, который получил титул Ататюрка – отца турков, придумал новое название Александретскому саджаку: Хатай, и поднял в Лиги наций «хатайский вопрос». В результате Франция согласилась дать Хатаю статус автономного саджака в составе Сирии.

Тут следует пояснить, почему сирийцы в начале XVI века с распростертыми объятиями встретили турок, а после 1920 года ненавидели их. Дело в том, что Османская империя в XV–XVIII веках была многонациональным и многоконфессиональным государством. Процветала веротерпимость, не снившаяся Западной Европе. Мустафа Кемаль силой создал мононациональную и моноконфессиональную Турецкую Республику.

Окончательное присоединение округа к Турции было оформлено франко-турецким соглашением, подписанным в Анкаре 19 июня 1939 года французским послом Массигли и турецким министром иностранных дел Сараджоглу. Город Александретту турки переименовали в Искандерун. Но Сирия так и не признала отторжения от нее Александретского саджака.

ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ СИРИИ ОТКРЫЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

В июне 1940 года Франция капитулировала и заключила перемирие с Германией. Французские войска в колонии строго придерживались нейтралитета в войне. Однако Лондону очень хотелось потеснить Париж на Ближнем Востоке. Ну а повод в таких случаях всегда находится. Дело в том, что в мае 1941 года несколько германских транспортных самолетов по пути в Ирак заправлялись топливом на сирийских аэродромах. Дело житейское. Самолеты «Люфтганзы» в то время летали и заправлялись топливом в десятках стран мира, в том числе в Португалии, Швеции и СССР. Мало того, правительство Виши в конце мая запретило пролет германских самолетов над Сирией, и в июне они там больше не появлялись.

«Но виноват ты тем, что хочется мне кушать». 8 июня 1941 года английские войска начали вторжение в Сирию из Палестины. Данные о потерях сторон противоречивы. По британским данным, французы потеряли 63 500 человек убитыми и ранеными, а англичане – 4052 человека убитыми и ранеными и 841 человека пленными.

После разгрома французских войск генерал де Голль прислал в Сирию своего наместника, генерала Котру, который обратился с декларацией к сирийцам и ливанцам: «Я иду положить конец мандатному режиму и провозгласить вас свободными и независимыми. Отныне вы будете суверенными и независимыми народами и сможете либо конституироваться в различные государства, либо объединиться в одно государство». Увы, это была циничная ложь. Ни де Голль, ни французская финансовая элита не собирались предоставлять независимость Сирии. Для обретения независимости потребовались годы боевых действий сирийцев и политической борьбы.

2 июня 1945 года правительство СССР обратилось с нотой к правительствам США, Франции, Великобритании и Китая. В ноте заявлялось, что «на территории Сирии и Ливана происходят военные действия и что находящиеся там французские войска вошли в столкновение с сирийскими и ливанскими, производя артиллерийский и минометный обстрел, а также обстрел с самолетов столицы Сирии города Дамаска». В Совете Безопасности ООН Советский Союз заострил внимание на ситуации в Сирии и Ливане. В феврале 1946 года правительства Сирии и Ливана передали вопрос о выводе иностранных войск с территории обеих стран на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Оба правительства обращались к Совету Безопасности с просьбой принять решение о «полной и одновременной эвакуации всех иностранных войск с территории Сирии и Ливана».

17 апреля 1946 года последний иностранный солдат покинул Сирию, а в декабре того же года англо-французские войска были выведены из Ливана. День 17 апреля стал национальным праздником Сирии – Днем эвакуации.