Румыния - Сербия: "Сегодня наша политика попахивает ветошью и
слишком похожа на ту, за которую мы критикуем Венгрию". Президентские
выборы в России: "Бэсеску предлагает Москве обоюдную короткую амнезию,
чтобы прошлая раздражительность была забыта". Геополитика: "Сегодняшняя
тактика Украины - переделать при помощи Шевчука молдавское государство, а
потом захватить всю Бессарабию".
Румыния - Сербия: "Сегодня наша политика попахивает ветошью и слишком похожа на ту, за которую мы критикуем Венгрию"
Сербия была одним из традиционных друзей Румынии и соседом, с которым мы реже всего расходились во мнениях, пишет Ziare.com.
Великие исторические моменты заставали нас, в целом, в одном лагере.
При этих условиях, разве оправданна позиция Румынии в вопросе вступления
Сербии в ЕС, то есть требование о признании и предоставлении некоторых
прав для румынского меньшинства в Сербии? Тем более что позиция Румынии в
этом вопросе была одинока в европейском хоре. Безусловно, да. Поскольку
тут речь не идёт о дружбе и преданности, но, прежде всего, о принципах.
В
течение многих лет Румыния настаивает, хотя и недостаточно
последовательно и зачастую весьма робко, чтобы румынское меньшинство в
соседней стране, непризнанное и лишенное минимальных прав, получило то,
чего оно заслуживает в соответствии с европейскими стандартами,
продолжает Ziare.com. Не сепаратизма, не автономии, но общепризнанных
прав национальных меньшинств на европейском пространстве. То есть права,
которые Румыния была обязана обеспечить меньшинствам на своей
территории и сделала это настолько хорошо, что стала настоящим примером в
этом отношении.
Невозможно себе представить, что было бы, если
Румыния относилась бы к венгерскому меньшинству так же, как Сербия
относится к румынскому меньшинству, пишет Ziare.com. Нас, наверное, и
сегодня держали бы за воротами НАТО
и ЕС. Мы не особо пользовались милостью, а завышение требований лишь
оказалось полезным для нас, поскольку обязало нас добиваться прогресса.
До сих пор мы стоим за воротами Шенгенской зоны, потому что не в полной
мере соответствуем основным пунктам, которые превышают технические
условия по присоединению к зоне свободного передвижения. И даже если это
переходит все пределы, те, кто требуют от нас поднатореть в
законодательстве относительно борьбы с коррупцией, в принципе, правы. И
раз уж к нам предъявляют постоянные требования и выдвигают условия
соответствия европейским стандартам, то и мы имеем полное право
претендовать, в свою очередь, на ту же строгость в отношении других
государств. И раз уж мы выполняем все свои обязательства и решаем вопрос
о правах меньшинств на высшем уровне, то, безусловно, имеем право
претендовать на такое же отношение со стороны любого другого
государства, вне зависимости от общего прошлого.
Да, Румыния
отстаивает эту позицию в одиночку, но никто кроме нее не имеет
морального обязательства защищать румынское меньшинство в Сербии,
продолжает Ziare.com. И потом, Румыния имела отличную позицию в
европейском хоре и по вопросу о Косово, когда столь же принципиально
встала на сторону Сербии. В конце концов, мы являемся страной Европейского союза
с абсолютными правами и должны действовать соответствующим образом.
Наличие недостатков, до сих пор имеющихся у нас в особо чувствительных
областях, таких, как юстиция, означают, что мы должны принимать
внутренние меры, а не устанавливать себе на внешнем уровне статус
второсортного партнера, не смеющего выражать свою точку зрения. Это не
шантаж, не проявление высокомерия, но достоинства и способности бороться
за свои интересы. А подобная позиция, хотя изначально вызывает досаду и
раздражение, со временем порождает уважение. Это благотворное изменение
во внешней политики Румынии, изменение, которое трансформирует нас из
страны-потребителя услуг других стран, в том или ином виде, в страну,
которая берёт на себя обязательства, но требует и соблюдения собственных
интересов.
И вот, бескомпромиссная позиция Румынии принесла
плоды, и протокол с Сербией был подписан на уровне послов, пишет
Ziare.com. На данный момент точное его содержание неизвестно, но
румынская сторона требовала у Сербии признания румынами этноса,
проживающего на востоке соседней страны, называемого до настоящего
момента властями Белграда "влахами". Что означает это признание? Оно
означает образование на румынском языке, придание юрисдикции румынского
епископата на всей территории Сербии, субсидирование прессы для
румынского меньшинства, которое по данным МИД Румынии, насчитывает
порядка четверти миллиона человек. А если вдруг Сербия почувствовала
себя несколько оскорблённой твёрдой позицией Румынии, то прежде она
должна объясниться, почему на протяжении многих лет Сербия обходила эту
проблему, пользуясь непостоянством румынской дипломатии, вместо того,
чтобы постараться решить вопрос о соблюдении прав человека и почему
потребовалась радикализация позиции Бухарестом в столь существенном
вопросе для Белграда, чтобы это решение было найдено, подводит итог
издание.
Победа! - пишет Adevarul. Мы получили в Брюсселе
соглашение с Белградом о меньшинствах. Угроза того, что мы заблокируем в
последний момент получение Сербией статуса кандидата на вступление,
подействовала. В Румынии многие довольно заулыбались. Униженные, нищие и
периферийные, мы сами себе показали, что наше слово тоже что-то значит.
Но действительно ли мы чего-то добились? Во-первых, существует всеобщий
интерес в умиротворении стран Западных Балкан путём предложения
европейской перспективы. Влечение к Европе - измученной сегодня кучей
проблем - заставило сербов проглотить две вещи: потерю Косово и передачу
военных преступников, которых многие из наших соседей считают
национальными героями. Сербы, на самом деле, многим пожертвовали, чтобы
быть принятыми в Европу - а премьер-министр Зоран Джинджич
даже поплатился жизнью. И тогда в чью игру мы играем, блокируя их?
Проевропейских сил в Белграде? Или националистов, которые стоят на
стороне русских и оплакивают Милошевича?
А
теперь кое-что о румынах из Сербии, продолжает Adevarul. Они
представляют собой последние останки балканской румынскости, однако не
являются частью румынской нации, в ее гражданском смысле. Они не
принимали участия в 150 летнем проекте единства и модернизации, путём
выхода из под доминирования Османской, Российской, Венгерской и
Австрийской империй и примыканием к европейским либеральным ценностям.
Это принципиально отличает их от наших братьев из Бессарабии и Северной
Буковины. Балканская "румынскость" поздно была обнаружена современной
Румынией и явилась объектом весьма агрессивной политики в межвоенный
период. Наши претензии возвести себя в ранг защитников балканской
"румынскости" - очевидно, с целью усилить нашу роль в регионе - ничего
хорошего нам не принесли. Слегка омрачились отношения с соседними
странами, более того, по разным причинам, не все "влахи" были рады
оказаться защищенными.
Сегодня такая политика попахивает ветошью и
слишком похожа на ту, за которую мы критикуем Венгрию, пишет Adevarul.
Конечно, Сербия далеко не эталон в том, что касается защиты меньшинств.
Нельзя сказать, что она единственная в Европе... Другое дело, что в
течение долгих лет переговоров, в которые впрягся Белград, Румыния имела
достаточно времени, чтобы открыть этот вопрос. И не обязательно ради
румын из Сербии, но ради европейских ценностей, в которые мы верим -
или, как минимум, утверждаем это. Однако, сегодняшнее блокирование
кандидатуры Сербии подало бы сигнал всем балканским странам о том, что
сколько бы усилий они не предприняли, чтобы затянуть раны войны, все
равно их будут держать за дверями Европы из националистических
интересов. Так, как Нидерланды держат нас у дверей Шенгена.
И еще одна вещь: мы последние, в чьи интересы должно входить
препятствование расширению Европы. Или мы забыли, что воссоединение
румынской нации, в условиях XXI века, может быть осуществлено под
знаменами объединенной Европы? - задается вопросом издание.
Стремление Траяна Бэсеску
красоваться петухом перед европейскими лидерами в Брюсселе, когда зашел
вопрос о признании Сербии кандидатом на вступление в ЕС, подняло бурю в
стакане воды, пишет Azi. Бэсеску не далее чем в ноябре прошлого
года пребывал с официальным визитом в Белграде, в ходе которого ни
словом не обмолвился, что имеет что-то против этого статуса Сербии.
"Нельзя сказать, что сербская сторона не предприняла шагов в направлении
признания прав меньшинств", - заявлял Бэсеску, отмечая, что проблема
румынского меньшинства в Сербии не станет препятствием на пути
европейских устремлений этого государства. Однако, всего лишь через три
месяца, Бэсеску уже имел совершенно противоположное мнение, что,
безусловно, не удивительно для тех, кто с ним знаком.
Вето Румынии
против Сербии, длившееся всего-то несколько часов, вызвало разве что
взрыв смеха среди европейских лидеров, будучи расценённым, как идущее в
разрез с европейским поведением, и навивающее дух национализма
девятнадцатого века, продолжает Azi. Вопрос в том, чего же на самом деле
хотел добиться Бэсеску, выразив столь враждебное отношение к Сербии:
привлечь внимание Европы, что если понадобится, то мы тоже можем напрячь
мышцы? Подчинения Сербии? Или решения проблемы румынского меньшинства в
Сербии, в момент, подходящий для международного шантажа?
Очевидно,
что ни одна из этих целей не была достигнута - сейчас главное, чтобы не
случилось эффекта бумеранга, оборачивающего ситуацию против нашей
страны, пишет Azi. Начнём по очереди. Европа не прогнулась перед лицом
румынской заносчивости. Напротив, отголоски оказались максимально
негативными. Не говоря уже о том, что Нидерланды ни на секунду не
задумались о том, чтобы поменять свою позицию в отношении нашего
недопуска в Шенген. Сербия чувствовала себя весьма неудобно по причине
такого жеста Румынии. Мы создали ещё одну причину скрытой враждебности
со стороны этой соседней страны, которую называем старым другом, но
ничего не делаем, чтобы поддержать эту дружбу. Открытое небо,
предоставленное нами для бомбардировщиков НАТО в 1999 году, когда под
"предлогом Милошевича" были изрешечены мосты через Дунай и поражены
другие цели в самом Белграде, оставило плохой след о Румынии в
коллективной памяти и психологии сербского народа. Те, кто считает, что
сербы были рады тому отношению властей Бухареста, горько ошибаются.
Теперь, этой суетностью, которую мы проявили в Брюсселе, мы вбили еще
гвоздь себе в ногу в том, что касается сербов.
И, наконец, главный
вопрос скандала, касающийся статуса румынского меньшинства в Сербии,
также не был разрешен, продолжает Azi. Румынская делегация вернулась из
Брюсселя с так называемым "протоколом" о защите меньшинств, в котором
нет четко описанных сроков и обязательств. Траян Бэсеску заявил, что
самым важным пунктом этого протокола является предоставление права на
самоопределение румынского этнического меньшинства в Сербии, "влахами"
или румынами, по своему желанию. Положение предполагает, что сербские
власти чинят препятствия тем, кто желает признать себя румынами. Однако,
тот же Бэсеску заявлял в Белграде, в ноябре прошлого года, будто "мы не
желаем румынизации влахов, которые не признают себя румынами". С этой
точки зрения, сегодняшнее трофейное положение оказывается бессмысленным.
С другой стороны, государственный секретарь, отвечающий за вопрос
румынских сообществ за рубежом, противоречит словам Бэсеску, заявляя,
что "не существует влахского национального меньшинства", и Сербия
виновна в том, что "разделяет румынское меньшинство на румын и влахов".
И
последнее, реальность на местах совершенно иная: "Никто не имеет права
просить влахов признавать себя румынами", - заявил на прошлой неделе
президент Национального совета влахов Сербии Радиша Драгоевич.
То есть, именно это и предусматривает протокол, иными словами, излишнее
изложение факта. "Независимо от любого сходства, это два местных
национальных меньшинства. Румыны считают своей родиной Румынию, в то
время как влахи считают таковой Сербию. У нас нет никаких возражений,
никаких оснований, чтобы обращаться к Румынии, так же, как и Румыния не
имеет никаких оснований предъявлять какие-либо претензии в наш адрес", -
отметил Драгоевич. И тогда по ком бил в колокола Траян Бэсеску в
Брюсселе? - подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM: Балканские
влахи - одно из национальных меньшинств ряда южноевропейских стран, в
частности, Сербии. Влахи имеют общее происхождение с румынами, равно как
и с другими балкано-романскими народами (аромунами, истрорумынами,
мегленорумынами и молдаванами), однако в состав румынской нации они не
входят. В Сербии по переписи 2002 года их общая численность составила
чуть более 40 тыс человек. В основном влахи исповедуют православие и
относятся к Сербской православной церкви. Как правило, влахи
билингвальны: наряду с родным диалектом они используют язык страны
проживания.
Кроме того, согласно официальной позиции
Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма,
Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване -
"румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно
официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро
статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами -
75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% -
румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и
украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская
идентичность исторически вторична по отношению к молдавской,
формирование румын как нации происходило на части территории современной
Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда
Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе
Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940
гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом
объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать
на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
Президентские
выборы в России: "Бэсеску предлагает Москве обоюдную короткую амнезию,
чтобы прошлая раздражительность была забыта"
Между Россией и
Румынией лежит бездонная пропасть, через которую Бэсеску хочет
перекинуть достаточно прочный мост, чтобы не рухнуть в бездну, когда
ступит на него, пишет Romania Libera. Владимир Путин
возвращается в Кремль на 20-летие вмешательства России в гражданскую
войну в Республике Молдова, войну, выигранную Приднестровьем при помощи
14-й армии, со временем превратившейся в инструмент контроля, на который
опирается Москва в мониторинге региона. Это событие было отмечено
русским солдатом, из состава так называемых миротворческих сил,
воспользовавшимся Калашниковым против безоружного молодого человека,
который имел несчастье пересечь зону военного патруля, установленную для
защиты моста через Днестр в Вадул-луй-Водэ (1 января на посту
Совместных миротворческих сил на мосту через Днестр российский
миротворец смертельно ранил жителя близлежащего молдавского села Пырыта,
неоднократно атаковавшего миротворческий пост, находясь за рулем не
принадлежащего ему автомобиля в состоянии алкогольного опьянения и при
отсутствии водительских прав. Сначала водитель на полной скорости снес
шлагбаум, не реагируя на требования миротворцев остановиться, и скрылся в
направлении Кишинева. Возвращаясь через 20 минут обратно, водитель
повел себя аналогичным образом и снова не подчинился указанию
остановиться. После нескольких предупредительных выстрелов в воздух, на
которые водитель также не обратил внимания, российский миротворец в
соответствии с уставом произвел несколько выстрелов в направлении
автомобиля. Инцидент послужил поводом для активизации противоречащих
ранее достигнутым договоренностям требований официального Кишинева о
ликвидации миротворческих постов и преобразовании формата миротворческой
операции - прим. ИА REGNUMИА REGNUM).
Почти
за 200 километров от границы с Румынией, 14-я армия продолжает свою
миссию дальше, хотя Россия ещё с 1999 года пообещала вывести свои войска
из Приднестровья (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и
российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской
Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах
мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта,
подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии
президента Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 8
данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию
сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся
сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве
совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России
отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской
миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в
мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ
только после приднестровского урегулирования. "Стамбульские
обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья,
взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний
российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были
выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких
вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ
ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был
ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM),
продолжает Romania Libera. Бухарест никогда не вёл прямых переговоров
по этому вопросу с Москвой, возможно, исходя из тех соображений, что на
российской военной базе хранится 200 тысяч тонн устаревшего арсенала.
Однако, эта 1000 солдат, находящихся там, в любой момент могут
организовать провокацию, по модели инцидента в Грузии, который привел к
пятидневной войне.
Россия сейчас нервная и непредсказуемая, а
недавние угрозы со стороны Владимира Путина представляют собой не только
часть предвыборного репертуара, но являются долгосрочной стратегией,
посредством которой Москва пытается спроецировать на глобальный экран
историческое повествование о великой военной власти, готовой
инвестировать 500 млрд. евро в технологии последнего поколения, пишет
Romania Libera. Владимир Путин, который обещал ещё с 2000 года, когда
пришел к власти, восстановить славу и мощь России, сегодня стал угрожать
тем, что "установка европейского противоракетного щита" заставит его
принять незамедлительные меры по созданию собственного щита обороны.
Говоря о "стратегических ядерных силах и войсках воздушно-космической
обороны", при помощи которых можно соорудить своего рода стену вокруг
своей страны, Путин пытается заработать очки в переговорах с
американцами, в которых русские просят, без того, чтобы это казалось им
крайней наглостью, доступ к красной кнопке ПРО, которую планируется
разместить в Европе до 2015 года.
Причиной образовавшейся пропасти
между Россией и Румынией является не только нахождение 14-й армии на
территории Республики Молдова (ОГРВ находится на территории Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM),
но и две американские базы в Румынии, особенно расположенная в
Девеселу, где заработает щит, финансируемый американцами, а так же
экспансия Бухареста в Бессарабию - регион, представляющий так называемую
зону привилегированных интересов, которую Москва по-прежнему хочет
отстоять любой ценой, как она уже показала это в 2008 году в Грузии,
продолжает Romania Libera. Траян Бэсеску пытается преодолеть эту
пропасть, проложив через неё "прагматичные отношения", иными словами
предлагает Москве обоюдную короткую амнезию, таким образом, чтобы
прошлая раздражительность была забыта, а на текущие проблемы не
акцентировалось бы внимание. Вместо этого Румыния и Россия могли бы
начать переговоры с реальными ставками в сфере бизнеса. Потому что, если
бизнес хорошо развивается и приносит солидные доходы обеим сторонам, то
и политические отношения можно будет начать обсуждать.
Президент
Траян Бэсеску хочет примирения с Россией, но, в то же время, похоже, он
не в состоянии отделаться от идеи перманентной опасности, исходящей с
Востока, а в своем выступлении в парламенте он прямо сказал, что есть
много заинтересованных кругов, желающих, чтобы "Румыния становилась всё
более зависимой энергетически", пишет Romania Libera. Румыно-российское
досье полно обидами, угрозами, которые Траян Бэсеску не способен
дипломатически проигнорировать, страхами, интригами, необходимостью
существования внешнего врага в моменты предвыборных кампаний и слишком
сильными противоречиями, чтобы можно было планировать примирение в
краткосрочной перспективе, подводит итог издание.
Ответом России
на американскую ПРО станет возведение в ранг приоритета "стратегических
ядерных сил, войск воздушно-космической обороны, авиации, космических
систем и комплексов, а также средств разведки". Такие декларации о
намерениях со стороны Путина в ходе предвыборной кампании вполне ему
характерны, президенту, который построил свою политическую карьеру на
концепции обороны России от внешнего врага, пишет Hotnews. Каковы
реалистичные ожидания Румынии от великого восточного соседа? Сохранение
диалога в замороженном состоянии, хроническая нехватка экономического
сотрудничества и, как предполагает бывший министр иностранных дел Адриан Чорояну, вероятное вмешательство во внутреннюю политику, особенно на будущих президентских выборах.
Три
основные линии интересов определяют, с точки зрения Бухареста,
отношения между Румынией и Россией на протяжении последних 20 лет:
Республика Молдова, энергетическая безопасность и территориальная
безопасность, продолжает Hotnews. И во всех трёх вопросах проявляется
враждебная позиция Москвы. Давайте рассмотрим их по очереди.
Выход
Республики Молдова из под влияния России был воспринят Путиным, как
прямая угроза политике Кремля по обеспечению так называемого жизненного
пространства, пишет Hotnews. Россия нуждается в буфере на своих
границах, буферных зонах, находящихся под ее влиянием. Отставка
Компартии в Кишиневе и создание проевропейского альянса, явно
поддерживаемого Бухарестом, явились временным поражением для России.
Которая незамедлительно напрягла свои мышцы, запретив ввоз молдавского
вина (наиболее острая начальная фаза "винной войны" между Россией и
Молдавией относится к 2006 году, когда у власти в Кишиневе находились
коммунисты во главе с тогдашним президентом Владимиром Ворониным - прим. ИА REGNUM)
и приняв другие "асимметричные" меры. Однако, Россия быстро собралась,
сумев через своих агентов влияния в Кишиневе сохранить на протяжении
двух лет блокирование избрания нового молдавского президента и ввергнуть
страну в глубокий политический кризис. Теперь, Республика Молдова
кажется нефункциональным государством, а её амбиции европейской
интеграции скорее довольно отдалённые. Румыния прилагает серьёзные
усилия, чтобы сохранить её на европейской орбите, пример тому -
совместное заседание правительств, поэтому вполне ожидаемо, что позиции
Бухареста и Кремля продолжат столкновения на этой территории.
Второй
аспект - энергетическая безопасность, продолжает Hotnews. Одним из
обязательств, взятых на себя политической властью Бухареста, является
обеспечение энергетической безопасности. На данный момент, зависимость
от российского импорта является умеренной, но внутреннее истощение
запасов газа через 10-15 лет приведет к такому уровню зависимости от
импорта из России, который поставит под угрозу национальную
безопасность. Почему? Главная причина - использование Кремлем "Газпрома"
в качестве политического оружия. Имея своей целью диверсификацию
газовых ресурсов, Румыния определила в качестве главных задач в
энергетической политике проекты NABUCCO и AGRI. Оба направлены на
доставку газа из Каспийского региона в Европу через Бухарест. Недавний
визит советника президента Юлиана Фоты
в Азербайджан, являющийся ключевой страной в обоих проектах,
демонстрирует заинтересованность Румынии в них. Россия ни секунды не
скрывала своего недовольства в отношении этих проектов, и особенно в
отношении NABUCCO. Отсюда и появился "Южный поток", который сделает
бесполезным NABUCCO. Поэтому вполне ожидаемо, что Путин - последователь
стратегии управления политической ситуацией энергетическими рычагами -
не откажется так просто от своих планов и дальше блокировать эти
проекты, используя свое значительное влияние на страны - потенциальные
экспортёры из бассейна Каспийского моря.
Наконец, территориальная
безопасность, пишет Hotnews. Американский противоракетный щит (который
перейдёт под управление НАТО на саммите в Чикаго в мае 2012) и
расположение на территории Румынии основных его элементов привели к
напряженным отношениям между США и Россией и вспышкам национализма в
Москве. Путин возобновил разговоры о американском империализме, а его и Дмитрия Медведева
наместники раскритиковали Румынию за военное соглашение с США. Недавно
Владимир Путин объявил о своей военной стратегии в программной статье,
опубликованной в российской прессе накануне президентских выборов. Он
практически объявил о новой гонке вооружений, обещая огромные инвестиции
в армию Российской Федерации. Чтобы уже через несколько дней объявить
об асимметричном ответе России на американский щит: "приоритетом станут
стратегические ядерные силы, войска воздушно-космической обороны,
авиация, космические системы и комплексы, а также средства разведки".
Таким образом Россия, похоже, не собирается вести диалог на тему
противоракетного щита, отвергая все уверения в том, что он направлен
только против угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи. В этих условиях
любой диалог с Румынией, фундаментально приверженной проатлантической
траектории, является замороженным де-факто, подводит итог издание.
Геополитика:
"Сегодняшняя тактика Украины - переделать при помощи Шевчука молдавское
государство, а потом захватить всю Бессарабию"
Под конец прошлого года в непризнанной Приднестровской республике состоялись выборы, пишет Jurnalul
в материале под заголовком "Украина хочет прирасти Приднестровьем и
Молдавией". Из-за праздников и политических событий в Кишиневе, выборы у
сепаратистов прошли незамеченными. Ясно одно - Игорь Смирнов и Владимир Антюфеев
(глава приднестровских спецслужб, замешанный в преступлениях в Латвии в
1990-х) потеряли власть, которую удерживали на протяжении двадцати лет.
"Президентом" был избран Евгений Шевчук, бывший военный (Евгений Шевчук бывший сотрудник МВД ПМР, а не военный - прим. ИА REGNUM), украинец по происхождению. Бывший премьер-министр Молдавии Мирча Друк (один из главных вдохновителей и организаторов агрессии Молдавии против Приднестровья, ныне проживающий в Румынии - прим. ИА REGNUM)
рассказал изданию об изменениях, произошедших в Тирасполе. По его
словам, речь идет о попытке Украины расширить сферу влияния, в ущерб
России и Республике Молдова.
Jurnalul: В конце 80-х годов прошлого
века вы проживали в Черновцах, городе, расположенном на территории
Украинской ССР. Был ли тогда заметен украинский национализм и в чем он
выражался?
Мирча Друк: Национализм был, еще какой. На нас, румын,
как и на поляков, евреев или русских, смотрели как на врагов новой волны
украинского национализма. И хотя на самом деле все было не так, нас
считали неким фактором русификации, потому что у нас языком общения с
властями был русский, а не украинский. Я работал в университете, и от
меня требовали вести лекции на украинском языке, который я не знал, а не
на русском.
J: А сейчас? Существует ли еще напряжение в молдавско-украинских отношениях? И какую роль в этом играет Приднестровье?
М.Д.:
Проблема не так проста. Важнейшим фактором напряжения является Крым,
где 75% населения - русские. Недавно я говорил с бывшим советником Бориса Ельцина,
который сказал мне, что от Крыма Россия не откажется. Приднестровье же
рассматривается обеими сторонами как трофей, важный и с экономической
точки зрения, который может склонить чашу весов на ту сторону, которая
его получит. Сами же украинцы при этом обсуждают всякие бредовые теории,
вроде того, что большая часть Белоруссии принадлежит им, так же, как и
часть Республики Молдова и Румынии. Также они хотят отнять часть
Северного Кавказа у русских. Еще есть у них такая теория, что название
города Галац (город на юго-востоке Румынии - прим. ИА REGNUM) происходит от Галиции, а значит, этот город принадлежит Украине.
J: Были ли вы знакомы с бывшим "президентом Приднестровской республики" в 80-х годах? Чем занимался тогда Игорь Смирнов?
М.Д.:
Да, я знал его. Он был директором Тираспольского механического завода.
Он работал на советскую систему вооружения. Именно поэтому он 20 лет
сохранял власть в Приднестровье. Смирнов был своего рода "технократом" с
большим влиянием в регионе. В 90-х годах на территории ПМР находилось
военное оружие на общую сумму около 4 миллиардов долларов. Комплекс
советской военной промышленности, который был сильнее Горбачева,
решил удержать этот склад оружия, чтобы он не попал в руки молдаван или
украинцев. Мафия, которая сформировалась вокруг военной индустрии, была
настолько сильна, что смогла победить силовые структуры в России. Когда
14 армию возглавили генерал Лебедь и полковник Бергман,
вступив в конфликт со Смирновым и Антюфеевым, победителями оказались
последние. Лебедь попал в Красноярск, где и погиб во время крушения
вертолета. Смирнов был связным в бизнесе мафии, связанной с военным
комплексом, и продал все, что от него потребовали продать. Я читал в
российской прессе, что из Приднестровья пропали специальные устройства,
имитирующие ядерный взрыв. Куда они попали, одному Богу известно.
J:
Что будет со Смирновым и Антюфеевым? Есть ли хоть один шанс, что они
заплатят за смерти в приднестровском конфликте и за допущенные ими
злоупотребления?
М.Д.: Возможно, они станут простыми пенсионерами. Русские не знают,
стоит ли им доверять, ведь они пытались сблизиться с украинцами.
Сегодняшняя тактика Украины - переделать при помощи Шевчука молдавское
государство, а потом захватить всю Бессарабию. Угроза того, что подобное
может произойти, вполне реальна. В 1990 году в Приднестровье проживало
700 тысяч человек. Сегодня официально там 500 тысяч, и 200 тысяч из них
находятся на заработках заграницей. Среди оставшихся 300 тысяч (примерно
один район Бухареста), 162 тысячи проголосовали за Шевчука. А это
практически все этнические украинцы Приднестровья. Думаю, теперь они
перетянут регион на сторону Украины вместо России. Но, кроме этого,
боюсь, что Украина хочет расширить свое влияние на территории всей
Бессарабии. И в 1990-х она хотела того же. Украинцы даже не захотели
отдать нам в концессию часть порта Рени, чтобы у нас был выход к морю.
Они всегда хотели нас изолировать, чтобы осуществлять тотальный
контроль.