Заводы
Министерства обороны, входящие в ОАО «Авиаремонт», будут переданы
промышленности, государственным корпорациям. Инициировал передачу
министр обороны Сергей Шойгу, отказавшись, как он выразился, от
«слесарей и токарей». Как это скажется на боеготовности ВВС? На этот и
другие вопросы в беседе с нашим корреспондентом отвечает Анатолий
Ситнов, член Общественного совета председателя Военно-промышленной
комиссии при правительстве Российской Федерации, президент –
председатель совета директоров ЗАО «Авиадвигатели «Владимир Климов –
Мотор Сич», генерал-полковник.
«ВПК»: Анатолий Петрович,
зачем главе военного ведомства лишаться структуры, от которой напрямую
зависит боеготовность Военно-воздушных сил?
– Шойгу
получил указание передать авиаремонтные органы в промышленность. Не
знаю, кто его отдал, министр обороны лишь озвучил. Никого сегодня не
интересует, как обстоит дело с ремонтом танков, военной техники,
вооружения. Всех интересуют авиационные заводы, где ремонтируются
летательные аппараты и двигатели. Особенно предприятие в Старой Руссе,
где обслуживаются транспортные самолеты Ил-76, завод в Кубинке – он
рядом с Москвой, можно военных выгнать и посадить деловую авиацию,
Ейский куст – это юг, подмосковный Чкаловский аэродром с налаженной
инфраструктурой. Смысл происходящего один – растащить сладкие куски, а
дальше хоть трава не расти.
«ВПК»: Неужели только это? А государственные интересы? Ведь есть же громадный и успешный опыт Советского Союза…
–
В России сегодня превалируют теории западного мира, построенные на
рыночных отношениях, частном капитале и частно-государственном
партнерстве. Отсюда повсеместный аутсорсинг: люди, зарабатывающие на
эксплуатации бюджетных средств, выводят себя из-под ответственности. Они
не знакомы с прежней системой обеспечения Вооруженных Сил, не имеют
этого опыта.
Фото: Леонид Якутин
Американцы
в ходе операции «Буря в пустыне» в Ираке расписались в собственном
бессилии: половина танков застряла в песках, не было ни питания, ни
топлива. То же было во Вьетнаме, а сегодня – в Афганистане.
Американцы
сейчас начали копировать советскую систему обеспечения, а наши военные –
систему американскую: в свое время попытались сформировать комитет
начальников штабов, единый орган по руководству материально-техническим
обеспечением. Затем к руководству армией пришли люди, которые не имели к
ней отношения, не знали ее истории, никогда не участвовали в
планировании. И началась дезорганизация Вооруженных Сил.
Копировщикам
американского я бы напомнил: США никогда не имели опыта ведения войны
по защите собственной территории, не воевали на выживание. А этот опыт
показал необходимость создания полномасштабной системы обеспечения,
построенной по уровням войск: отдельный солдат, взвод, рота, батальон,
полк… С указанием норм размещения и содержания по уровням, чтобы все
было эшелонировано и по боевым направлениям, и по тыловым, и по
средствам разведки и управления.
«ВПК»: Вернемся к теме ремонта…
–
Когда-то существовали замечательные документы: «Наставление по ведению
операций», «Наставление по тыловому обеспечению». В них расписана вся
система эшелонирования ремонта: в роте есть оружейный мастер, в
батальоне – отделение, в полку – рота, в дивизии –
ремонтно-восстановительный батальон. Все это связано только с
восстановлением работоспособности – заменой готовых узлов и агрегатов.
Средний ремонт с заменой крупных агрегатов делался уже в объединении
(армии), капитальный – в округе. Для этого готовились специалисты, на
складах скап-ливались необходимые запчасти…
«ВПК»: Что же произошло потом, при министре Сердюкове?
–
Вся система центрального и окружного подчинения была убрана из
Вооруженных Сил и отдана на аутсорсинг «Оборонсервису». Это значит, что
структура обеспечения не находится в контуре управления командования
Вооруженными Силами. Хорошо, догадались сохранить систему авиаремонта
как единое целое, обеспечив тем самым техническую готовность авиации.
«ВПК»:
Представим, что вся система капитального восстановительного ремонта
авиационных средств поражения, двигателей передается промышленности. Кто
будет отвечать за боевую готовность?
– Кто будет
обслуживать экипажи, выполнившие поставленные главкомом ВВС боевые
задачи и вернувшиеся на базы? Аутсорсинг? Это все равно, что спросить,
накормит ли аутсорсинг солдата? Тетка-повариха поедет воевать?
Предлагают, как американцы, питаться сухим пайком. Это в пустыне можно
так питаться. Попробуйте обойтись сухим пайком за Полярным кругом…
Растащат
«Авиаремонт» и никакой готовности авиации не будет. Еще в 30-х годах
прошлого века итальянский генерал Дэу определил: в перспективе авиация
станет решающим звеном в вооруженных конфликтах, обеспечивая
бесконтактное ведение войны. Сначала уничтожается энергетика, потом
транспортные коммуникации, связь и управление, разрушаются
инфраструктура и социальная сфера, народ восстает против власти…
Воплощение этой теории на практике мы видели в Югославии, Сербии, Ираке,
Ливии, Египте… Ничего нового пока не придумали, реализуются старые
методы с новыми видами вооружений.
Людям, разваливающим
«Авиаремонт», следовало бы задать вопрос: мы Родину собираемся защищать?
Если да, то система обеспечения должна быть приближена к людям, которые
эту технику эксплуатируют. Возврат техники в боевой строй должен
происходить в короткие сроки. Кто повезет восстанавливать технику, к
примеру, из Москвы в Новосибирск, а из Ростова в Питер? Но как только
предприятия передадут промышленности, так и будет. Минобороны остается
без обеспечения технической готовности и как следствие – без боевой
готовности авиации.
«ВПК»: Это уже вопрос обеспечения национальной безопасности.
–
Авиаремонт в структуре обеспечения боевой готовности ВВС занимает
основное место. Самолет пятого поколения (сейчас поколение 4+) – это
технократическая армия. Она требует насыщенной технизации всех процессов
– информационного обеспечения, сбора и обработки информации и т. д. Это
и связь, и разведка, и поражение, и оценка поражения. Но при этом высок
риск технических неполадок, поломок, аварий, катастроф, что
подразумевает высокий уровень поддержания технической готовности.
Многофункциональные,
многоэлементные системы требуют очень высокого уровня технического
обеспечения. Самолет Су-24 обслуживают 16 машин. «Авиаремонт»
авиатехнику и вооружение не только ремонтирует, но и обеспечивает
эксплуатацию, сервисное обслуживание, авторский, гарантийный ремонт.
Было в ВВС управление ремонта. Сейчас должность зама по вооружению везде
ликвидировали, есть только зам по материально-техническому обеспечению,
как в США. Приравняли портянки к ракетам. А теперь Шойгу и портянки
ликвидирует. Роспуск «Авиаремонта», передача его частями по направлениям
практически лишает ВВС России обеспечения технической готовности.
«ВПК»: Каково состояние уже имеющихся в авиационной промышленности заводов?
–
Из 28 таких заводов реально работают лишь четыре: в
Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Ульяновске и Воронеже. Остальные
бросили, потому что у нас в стране летает 1,5 тысячи самолетов
иностранного производства. Значит, отечественные двигатели, авионика,
навигация не нужны. Аэродромное оборудование старое. Мы уничтожили
собственную авиацию. Ну если 28 заводов не работают, а им дают еще 39…
«ВПК»: Что даст промышленности передача военных авиаремонтных заводов?
–
Возможность ликвидировать производство, которое они считают
конкурентоспособным, получить дополнительные площади для продажи и
бюджетные деньги. Взамен мы имеем удорожание ремонта в пять-шесть раз,
увеличение сроков его проведения в три-четыре раза и в несколько раз –
сроков возврата техники в боевые части. Гражданскую авиацию загубили,
теперь очередь за боевой.
Пусть Погосян разберется с тем, что у
него есть. ОАК не производит Ил-96 (программа выполнена менее чем на
10%), Ту-204, Ту-204СМ и Ту-214. Корпорация практически отказалась от
Ту-334, оставила проект Ту-324. Погосян не делает транспортный Ту-330,
не хочет производить Ан-124 и Ан-70 – отказывается от всего. Если завтра
закроют границу, не будет ни «Суперджета», ни МС-21, в них больше
половины компонентов иностранные. Погосян берет себе заводы, но не берет
на себя обеспечение технической готовности самолетного парка ВВС. Есть
только стремление освоить бюджет МО.
«ВПК»: Как будут передаваться авиаремонтные заводы?
–
Форма передачи, какой бы она ни была, противозаконна. Может быть,
предприятия доведут до банкротства, их скупит администрация и тут же
продаст по рыночной цене как землю. Как сейчас продают землю фирмы Миля в
Москве, как пытаются продать в столице всю землю ОПК. Все продается,
все застраивается.
«ВПК»: Возможен ли переход «Авиаремонта» в корпорацию «Ростех»?
–
Не лучший вариант. Но если отдать в Ростех «Авиаремонт» и ОАК, это
будет правильно. Сергей Викторович Чемезов – государственный человек,
обеспечит решение всех задач.