Роль
науки в создании новых вооружений постоянно растет. Передовые
научно-технические достижения способствуют появлению принципиально иных
видов оружия – лазерного, электромагнитного, информационного, что
качественно меняет облик вооруженных сил. Традиционные виды ВВТ уже
неспособны обеспечить успех в современной войне. Поэтому в гонке военных
технологий важно не оказаться аутсайдером.
Характерно, что
руководители ведущих стран рассматривают уровень развития оборонной
науки и технологий не только как гарантию военного превосходства, но и
как условие достойного позиционирования государства в мировом
сообществе. И это подтверждается тысячелетиями истории цивилизации:
происходили эволюционные изменения общественного строя, войн,
вооруженных сил и средств вооруженной борьбы. С появлением первых
государств возникла необходимость их обороны и обеспечения безопасности.
Эффективность решения этих задач определялась используемыми в тот или
иной исторический период формами и способами военной деятельности или
согласно современной терминологии базовыми военными технологиями (БВТ).
Первоочередные задачи
В
наше время стало модным рассуждать об инновационном развитии страны, о
передовых, прорывных, высоких и прочих технологиях. От чересчур частого
употребления термина «технологии» и производного от него – «военные
технологии» у читателя может сложиться представление об исключительно
благоприятном состоянии дел в военно-технологической области.
Коллаж Андрея Седых
Однако
это далеко не так. Дальнейшее технологическое совершенствование ВВТ
осложняется тем, что научно-технический задел (НТЗ), созданный еще в
советский период, практически исчерпан. Совокупность научных достижений и
технологий, ориентированных на реализацию оружия индустриальной эпохи,
обладающего мощными поражающими факторами, но плохой защищенностью,
низкой избирательностью, слабой автономностью, отсутствием «гибкости»
воздействия, а также рядом других свойств, характеризующих его
«интеллектуальность», выполнила свою историческую миссию и была либо
воплощена в существующих образцах ВВТ, либо утрачена в период
перестройки, дезинтеграции и непродуманной конверсионной политики
государства.
Поэтому велением времени является воссоздание
отечественного оборонного НТЗ в максимально короткие сроки, учитывая,
что одна из военно-стратегических задач, во имя которых он создается,
состоит в сдерживании агрессии. В условиях глобальной
научно-технологической революции обладание ядерным оружием уже не сможет
оставаться достаточным фактором для сдерживания агрессивных устремлений
извне. Нетрадиционные же виды вооружения (оружие на новых физических
принципах – ОНФП), а также качественно усовершенствованные традиционные
ВВТ, аккумулировавшие в себе новейшие научно-технические достижения и
технологии, со временем могут стать одним из главных инструментов
поддержания военно-стратегического паритета. К сожалению, в последние
годы научно-технический задел (а особенно его фундаментальная
составляющая) фактически был «пасынком» государственного оборонного
заказа (ГОЗ) и работы по его созданию финансировались по остаточному
принципу.
По состоянию на 2012 год степень перекрытия перечня
базовых и критических военных технологий исследованиями и разработками,
проводимыми по заказу Минобороны России, составляла 35–40 процентов, а
перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых
исследований (ФПИ) – лишь 30. Но в это же время заключались
многомиллиардные контракты на постройку французских вертолетоносцев
«Мистраль», которые, как теперь выяснилось, совершенно не приспособлены к
нашим климатическим условиям, принимались решения о закупке итальянской
бронетехники и других образцов ВВТ иностранного производства. На
научно-технических советах Минобороны в ответ на предложения о
постановке новых фундаментальных, поисковых и прикладных работ по
приоритетным научно-техническим направлениям подчас высказывались
рекомендации о закупке соответствующих технологий за рубежом. Однако в
законодательстве ряда ведущих зарубежных стран имеется запрет на продажу
другим государствам не только военных, но и гражданских технологий. В
этой связи нелишне напомнить об отказе в 2009 году американского
автоконцерна General Motors продать контрольный пакет акций компании
Opel канадско-российскому консорциуму «Magna-Сбербанк» именно из-за
риска утечки технологий.
Поэтому в лучшем случае наше оборонное
ведомство, отказываясь от проведения собственных научно-технологических
исследований, могло рассчитывать лишь на предоставление зарубежных
технологий позавчерашнего дня. Подобная политика не только не
способствовала генерации новых научно-технологических идей учеными и
специалистами Российской академии наук (РАН), высшей школы и
промышленности, но и вела к утрате тех позиций, по которым отечественные
военные технологии могли конкурировать с зарубежными.
В настоящее
время положение меняется в лучшую сторону. Руководством страны и
Министерства обороны принят ряд решений, связанных с дальнейшим
развитием оборонного научно-технологического комплекса. В частности, 16
октября 2012 года президент подписал федеральный закон «О Фонде
перспективных исследований» (№ 174-ФЗ), основная цель деятельности
которого – содействие осуществлению научных исследований и разработок в
интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой
степенью риска достижения качественно новых результатов в
военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.
Проводятся и планируются (в том числе в части ФПИ)
научно-исследовательские работы оборонного характера в федеральных
целевых программах (ФЦП). Кроме того, в ряде ФЦП, в Программе
фундаментальных научных исследований государственных академий наук, в
рамках проектов, финансируемых ОАО «РОСНАНО» и фондом «Сколково», а
также по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и
Российского гуманитарного научного фонда могут быть разработаны
технологии, имеющие перспективы двойного, то есть гражданского и
военного применения. При этом степень их зрелости имеет весьма широкий
разброс – от новых научных знаний о явлениях, эффектах, законах и
закономерностях, представляющих интерес для обороны страны и обеспечения
безопасности государства, до макетных и экспериментальных образцов
технических устройств, имеющих перспективы использования при создании
ВВТ. Это вселяет надежду, что отечественный оборонный НТЗ будет не
только восстановлен, но и дополнен новыми научными знаниями и прорывными
научно-техническими решениями.
Межведомственная координация
Появление
новых структур вне военного ведомства, связанных с заказом
военно-технологических исследований и разработок, формирование
соответствующих разделов в составе ФЦП ни в коей мере не должны умалять
роли Минобороны России в создании НТЗ для перспективного обычного и
нетрадиционного (ОНФП) вооружения. Напротив, она должна возрастать в
первую очередь в таких сферах, как обоснование приоритетных направлений
развития военных технологий; формирование действенного механизма
межведомственной координации исследований и разработок, проводимых в
Государственной программе вооружения (ГПВ), федеральных целевых
программах, программах РАН и при поддержке научно-инновационных фондов;
экспертиза научно-технологических проектов оборонного характера.
К
сожалению, формирование механизма межведомственной координации в
области создания оборонного НТЗ в настоящее время находится на самой
начальной стадии, а информационное взаимодействие различных министерств и
ведомств в данной области практически отсутствует. Такое положение
недопустимо, поскольку в недалеком будущем потребуется не только
координация соответствующих разделов ГПВ и ФЦП, но и организация
совместной работы при формировании Государственной программы вооружения
на 2016–2025 годы. Ведь согласно федеральному закону Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном
заказе» государственными заказчиками НИОКР по созданию новых технологий
производства ВВТ теперь могут быть не только федеральные органы
исполнительной власти (ФОИВ), имеющие в своем составе войска и
вооруженные формирования (как это было записано в предыдущей редакции
закона), но и другие ФОИВ, обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ, в
частности Минпромторг России и Роскосмос.
Принятие новой редакции
закона «О государственном оборонном заказе» практически совпало по
времени с началом формирования в составе Минобороны новых структурных
подразделений, связанных с научно-инновационной деятельностью, в
дополнение к тем, которые были созданы еще в советский период, доказали
свою работоспособность в течение многих десятилетий и выстояли во
времена как всеобщего развала начала 90-х годов, так и непродуманных
реформ последних лет. Поэтому наряду с межведомственной координацией
требуется и слаженная, взвешенная, конструктивная работа всех органов
военного управления, связанных с развитием военных технологий,
независимо от того, к какому внутриведомственному «стволу» они
принадлежат. Работа, направленная не на перетягивание каната в части
соответствующего функционала, а на достижение синергетического эффекта
от усилий всех заинтересованных сторон в части поддержания на должном
уровне и дальнейшего наращивания научно-технического задела для
перспективного обычного и вооружения на новых физических принципах. При
этом как можно меньше следует прислушиваться к советам людей, давно
утративших связь с военной организацией государства и неспособных
адекватно оценить сложившиеся реалии.
Межведомственная
координация должна предусматривать не только взаимодействие при
формировании и реализации соответствующих программных мероприятий ГПВ и
ФЦП, но и совместную деятельность по разработке и корректировке
руководящих и организационно-методических документов, в той или иной
степени затрагивающих военно-технологическую область. Это в первую
очередь документы, определяющие целевые установки государственной
научно-технической и технологической политики (Основы политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий, Основы
военно-технической политики Российской Федерации) и приоритетные
направления развития военных технологий (Приоритетные направления
развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечень
критических технологий Российской Федерации, Перечень базовых и
критических военных технологий). Особо следует подчеркнуть важность
прогнозирования достижимых результатов научных исследований и
технологических разработок, которое является одним из основных средств
поддержки принятия решений в процессе управления развитием военных
технологий.
Повышение требований, предъявляемых к качеству
программ и планов создания военных технологий, вызывает необходимость
совершенствования методологии программно-целевого планирования (ПЦП) их
развития. Применяемая на практике методология ПЦП должна обладать
необходимой гибкостью и адаптивными свойствами, позволяющими оперативно
учитывать интересы различных ведомств, задействованных в данном
процессе.
В интересах Минобороны
Для развития военных технологий к основным задачам военного ведомства следует отнести:
- координацию
разработки в составе единой системы исходных данных (ЕСИД) для
программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики
РФ на 2016–2025 годы перечня базовых и критических военных технологий, а
также приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых
исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
- координацию
разработки в рамках плановых НИР методологии обоснования и формирования
программных мероприятий, связанных с созданием НТЗ для перспективного
обычного и нетрадиционного (ОНФП) вооружения;
- осуществление
функций государственного заказчика в части фундаментальных, прогнозных,
поисковых и прикладных научно-исследовательских работ в интересах
создания и совершенствования военных технологий, выполняемых в рамках
соответствующих разделов ГПВ;
- организацию взаимодействия с
силовыми ведомствами РФ, госкорпорацией «Росатом», Минпромторгом России,
Роскосмосом в части проведения НИР по созданию военных технологий и
реализации их результатов;
- мониторинг результатов исследований,
проводимых организациями РАН, высшей школы, промышленности,
общественными академиями наук в рамках федеральных и ведомственных
научно-технологических программ, а также по грантам научных фондов, и
выявление важнейших научно-технических и технологических достижений с
целью их использования в интересах разработки перспективных и
модернизации существующих образцов ВВТ, поиска новых форм и способов
вооруженной борьбы;
- формирование и ведение единого
информационного банка важнейших достижений отечественной науки и военных
технологий, полученных в рамках ГПВ, и информационный обмен с другими
заинтересованными министерствами и ведомствами;
- участие в
экспертизе предложений при отборе работ, финансируемых через Фонд
перспективных исследований, а также оборонных ФПИ, предполагаемых к
выполнению в рамках ФЦП;
- организацию проведения выставок и
показов научно-технических достижений и военных технологий, полученных в
рамках ГПВ, а также участие в организации и проведении конференций и
семинаров по оборонной тематике совместно с научно-исследовательскими
организациями РАН, госкорпорации «Росатом», Роскосмоса, Минпромторга и
Минобрнауки России.
Одной из организаций, способных
внести существенный вклад в решение задач Минобороны по развитию военных
технологий, является Российская академия ракетных и артиллерийских
наук. К числу возможных направлений деятельности академии в данной сфере
в первую очередь относятся разработка концептуальных, нормативных и
научно-методических документов, связанных с созданием и развитием
военных технологий; проработка и апробация механизмов проведения
независимой экспертизы подобных документов, разработанных различными
ведомствами; оценка новейших достижений отечественной науки и технологий
на предмет их возможного применения при создании перспективных образцов
ВВТ; проведение исследований в области ценообразования на продукцию
военного назначения в части создания военных технологий; проведение в
рамках целевых прогнозов работ по приоритетным направлениям научных
исследований и технологических разработок с анализом возможности
реализации их результатов при разработке перспективных и модернизации
существующих образцов ВВТ и оценкой уровня повышения их
военно-технической эффективности.
Владимир Корчак,
член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор экономических наук