Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Военно-морской флот определил свой самый грандиозный проект
ближайшего десятилетия. Как выяснили «Известия», главкомат ВМФ утвердил
предэскизный проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который
представило бюро (ПКБ) «Северное» в Санкт-Петербурге.
Последний
крупный корабль российские, а тогда еще советские кораблестроители
построили в 1989 году — тогда на воду был спущен тяжелый атомный
ракетный крейсер «Петр Великий», который в 1998 году стал флагманом
российского флота и самым крупным в мире боевым кораблем (не считая
авианосцев).
После защиты проекта в течение 2–3 лет
конструкторы проработают техническую документацию, внешний вид корабля и
его вооружения. Скорее всего, эсминец заложат на петербургской
«Северной верфи», но окончательного решения главкомат ВМФ еще не принял.
Представитель оборонно-промышленного комплекса (ОПК) пояснил
«Известиям», что новый эсминец станет самым крупным военным кораблем,
спроектированным и построенным со времен СССР.
—
Водоизмещение эсминца предполагается равным или немного меньшим ракетных
крейсеров проекта 1164 «Москва». То есть в районе 12 тыс. т. Это
универсальный корабль с ударными, противолодочными, противовоздушными и
даже противоракетными функциями. Он также сможет поддерживать огнем
наземные войска в прибрежных зонах, — сказал источник в ОПК.
Пока
довольно трудно представить огромный эсминец размером с флагмана
Черноморского флота крейсер «Москва» и превосходящий
американские крейсера УРО (управляемое ракетное оружие) класса
Ticonderoga. Во флоте США все 27 имеющихся крейсеров — именно этой
серии.
По данным «Известий», суперэсминец будет вооружен
противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным
целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО, в том числе С-500
«Прометей». Для борьбы с подводными объектами планируется оснастить его
гидроакустической станцией и торпедами.
Во флоте СССР и
России был единственный эсминец проекта 956 — «Современный». При
водоизмещении 8 тыс. т он вооружался только противокорабельными ракетами
«Москит» и комплексами ПВО, а средств против субмарин не имел. Эсминец
оказался очень требовательным к обслуживанию энергетической установки,
особенно к качеству котельной воды. Поэтому начиная с 1990 годов из
серии в 17 кораблей в строю остались девять, остальные списаны и
утилизированы.
— Эсминец нашему ВМФ нужен позарез, а
водоизмещение пусть не смущает. Основной американский эсминец типа
Arleigh Burke тоже немал — 9648 т, несет крылатые ракеты Tomahawk и
противокорабельные Harpoon. У всех 62 эсминцев ПВО мощнейшая, с системой
Aegis, — прокомментировал представитель ОПК.
По его словам,
большие размеры диктуются задачей обеспечивать боевую устойчивость
корабельных группировок в отдаленных районах Мирового океана и действия
морской пехоты в экспедиционных операциях. В отличие от США Россия не
имеет баз по всему миру, возможности пополнять припасы ограниченны, так
что нужно «всё свое возить с собой», подчеркнул он.
В первую очередь новый эсминец должен защищать вертолетоносцы «Мистраль», а в дальнейшем — и перспективные атомные авианосцы.
—
ПКБ «Северный» накопил хороший опыт проектирования больших ударных
кораблей. Флагман флота ракетный крейсер «Петр Великий», а также большой
противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — это его разработка, —
напомнил «Известиям» собеседник.
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров сказал «Известиям», что минимальное количество единиц в серии — три.
—
Неплохо бы иметь по девять новых эсминцев на Тихоокеанском и Северном
флотах, еще штук пять на Балтике. Но в первую очередь — на Тихом океане.
Основной задачей ставить обеспечение развертывания подводных лодок, —
заявил адмирал.
Военный эксперт, автор книг по истории
советского и российского ВМФ Дмитрий Болтенков считает, что за последние
20 лет Россия, по сути, упустила целое поколение кораблей.
—
Большинство крупных флотов мира за этот срок успели построить множество
крупных и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными
информационно-управляющими системами, мощнвми ПРО и ПВО,
противокорабельными и крылатыми ракетами. Пора и нам подключаться, —
сказал он «Известиям».
По его мнению, основа надводных сил России — крейсеры 1164, большие противолодочные корабли 1155, эсминцы 956 — добротные корабли, но окончание срока их службы уже не за горами.