К моменту напряженного финала холодной войны в конце 1980-х, русский МиГ-29 появился как символ коммунистической угрозы воздушному превосходству НАТО в Западной Европе. Каждый американский пилот обучался борьбе с этим советским самолетом. И вот, появилась перспектива встретиться с ними в воздухе и воплотить в реальность запредельный воздушный бой.
В Америке были потрачены миллионы долларов и несчетное количество труда специалистов на моделирование вероятных летных характеристик МиГ-29 и тактики его действий с использованием учебно-боевых подразделений, таких как Top Gun и Red Flag. Средства глобальной разведки обеспечили американские эскадрильи детальной информацией о МиГах-29. Эти данные использовались для выработки тактики действий против МиГ-29 и его пресловутой ракеты с тепловой головкой наведения Р-73 Archer.
Ракета воздушного боя Р-37 Archer применяется с использованием фантастического нашлемного прицела, который скоро будет устанавливаться и на западных истребителях. Способность всеракурсного запуска, вместе с неполными данными относительно эффективности импульс-допплеровского радара МиГ-29, еще больше усиливала легенды о его смертоносности.
FA-18C в строю с МиГ-29, еще несколько лет назад такое нельзя было даже представить
Однако, длительному существованию МиГ-29 в угрожающем мраке за Железным Занавесом настал конец в ноябре 1989 после падения Берлинской Стены. Во время своего руководства странами Варшавского Договора, СССР вооружил несколько коммунистических Восточногерманских баз более чем 100 МиГ-29-ми. С распространением демократии, достигшей высшей точки с объединением Германии, русские МиГ-29, наряду с сотнями МиГ-21 и Су-22 влились в состав Люфтваффе.
Впервые ВВС НАТО получили легальную возможность подробно изучить МиГ-29 и определить его характеристики, о которых до этого времени западные эксперты могли только догадываться. После полного объединения Люфтваффе, эскадрильи МиГ-29 теперь состояли из немецких пилотов, обученных как Советским Союзом, так и США, которые всего год назад противостояли друг другу, защищая свою разделенную родину. Это причудливый парадокс, богатый противоречииями, но он продолжает обеспечивать невообразимое проникновение в то, что было ранее одной из наиболее соблазнительных загадок для Америки времен Холодной войны: возможности Советской передовой воздушной мощи.
В годы последовавшие после получения НАТО этих, теперь дружественных, эскадрилий МиГ-29, большая часть тайн, окружавших самолет была рассеяна. Однако, многое из того, что было изучено - просто сырые технические данные. Так как одни только данные не могут полностью познакомить пилотов с боевыми возможностями противника, НАТОвские подразделения Luftwaffe МиГ-29 все чаще и чаще использовались в учебных воздушных боях с самолетами ВВС США, дислоцированными за границей.
Во время таких упражнений самолеты летали друг против друга, так как это было бы в настоящем бою. За несколько недель отрабатывались различные варианты действий. Во время этих боев, в которых только не запускались настоящие ракеты и снаряды, был получен неоценимый опыт.
Первой и единственной эскадрильей авиации флота США принявщей участие в таких упражнениях стала 82-я VFA. В сентябре 1998 г., Marauders, как называется эта эскадрилья, прибыли на бывшую истребительную базу ВВС ГДР в Laage, что в двух часах езды от Берлина на Балтийском побережье.
VFA-82 совершила беспосадочный перелет из NAS Cecil Field в Jacksonville, Флорида, что стало возможным только благодаря дозаправке в воздухе от танкеров, базирующихся в McGuire AFB.
Одним быстрым броском девять последних Боинговских F/A-18 Hornet и 98 моряков, вместе с тысячами фунтов запасных частей благополучно преодолели 6900 км до Laage. Радушно встреченные командиром 1-й эскадрильи 73-го крыла Люфтваффе майором Tom Hahn Marauder'ы быстро развернули соянку рядом с их немецкими хозяевами. После 24 часов были проведены предполетные инструктажи и скоро началось выполнение первых заданий.
До десяти вылетов в день были разделены на три волны. Этот почти боевой темп вылетов держался в течение двух недель, проверяя выносливость и выдержку летного персонала.
Красные и Синие обозначения, означающие атакующую и обороняющуюся сторону, чередовались между флотскими пилотами и летчиками Люфтваффе, чтобы дать возможность продемонстрировать весь диапазон летно-тактических характеристик каждого самолета. Часто пилоты отступали от предписанного им сценарием типа действий и меняли амплуа. Однако, в большинстве случаев, американские пилоты были поражены величиной off-boresite пуска, демонстрируемой Р-73 с ее нашлемной системой целеуказания.
Было проведено несколько сравнительных демонстрационных
полетов, в которых принимали участие МиГ-29 и Hornet'ы. При выполнении
большинства заданий пилоты Люфтваффе переговаривались между собой и
наземным диспетчером на русском или немецком языках, чтобы предотвратить
перехваты их переговоров американскими пилотами и не дать им
несправедливое преимущество. После двух недель интенсивных полетов
полученные данные были изучены обеими сторонами; многое из этого
классифицировано. Однако, такие знаменательные встречи запланированы не
только для достижения стратегических и тактических целей, но и для
двухстороннего культурного обмена, который также имел место. Сопоставляя
их прежних противников, и немцы и их американские коллеги обнаружили
универсальную общность, разделенную всеми летчиками - истребителями,
любовь к полету и товарищество. Сегодня, наблюдая как эти высококлассные
пилоты работают вместе, трудно представить, что только несколько лет
назад, они готовились убивать друг друга.
Схватки с МиГами
С точки зрения лейтенанта Joe Guerrein из VFA-18
Четверка МиГов ожидает следующего вылета в Laage
После возвращения из поездки в апреле 1998, VFA-82, под командованием
Greg Nosal, решили использовать благоприятный поворот в тренировочном
процессе, чтобы получить лучшую возможность обучения ведению воздушного
боя и атаки наземных целей. Они тренировались до июля 1998 в Langley
AFB, VA, оттачивая свои навыки ведения воздушного боя против F-15 из
1-го истребительного крыла. В августе Marouders занимались отработкой
атак воздушных целей в Puerto Rico. После возвращения, внимание обять
было сфокусировано на воздушном бое, поскольку Marouders хотели получше
подготовиться к учебным боям с немецкими МиГ-29 в сердце прежней
Восточной Германии.
Marouders прилетели на восьми своих FA-18C и
позаимствовали один двухместный Hornet в VFA-106, чтобы можно было
летать вместе с немецкими летчиками. В сумраке 4 сентября, 1998, два
танкера ВВС США KC-10, в сопровождении девяти FA-18C, вылетели из
Флориды в десятичасовой рейд через Атлантику. Потребовалось 10
дозаправок, чтобы долететь до восточного побережья. После отделения от
танкеров, Marouders стал первой эскадрильей ВМФ США, приземлившейся на
базе Laage в Германии.
Нашлемный прицел пилота МиГ-29 управляет его лучшим оружием – ракетой воздух-воздух Р-73 Archer.
Первое,
что бросилось в глаза после прибытия на авиабазу, это то, что она была
укреплена гораздо сильнее, чем западные и имела покрытые грунтом ангары
для МиГов, которые остались от эпохи холодной войны. Когда пилоты
выбрались из самолетов их тепло встретили их немецкие коллеги и
пригласили на вечеринку в их честь, где была отличная еда, напитки и
теплые беседы. Прибывавшие в пятницу Marouders имели уикэнд впереди для
акклиматизации к новому часовому поясу и для изучения города Росток,
однако, мысли всех летчиков были только о предстоящих боях с реальными
МиГ-29.
7 сентября состоялся первый поединок между Мигами и
Hornet'ами. Все пилоты с волнением ожидали результатов первых поединков с
МиГами. Один за другим, пилоты, возвращающиеся с задания окружались
толпой товарищей, спрашивающих что они видели, что делали, какие приемы
работали, какие нет. Даже техники спрашивали пилотов, победили они или
нет? Через несколько дней, начались маневры с участием смешанных групп
самолетов: МиГов и Фантомов. С летчиками Люфтваффе было очень легко
работать. Они говорят на очень хорошем английском языке и очень хорошо
подготовлены. Marouders концентрировались на улучшении тактике и попытке
найти новых тактические приемы для борьбы с МиГами. По большей части,
возможности МиГов были так хороши как и ожидалось и это был хороший
способ научиться противостоять им в будущих боях.
Нашивки 1-й эскадрильи 73-го истребительного крыла
Люфтваффе (Jagdgeschwader 73).
Marouders
также имели возможность лучше узнать Европу. Все офицеры и многие
рядовые побывали в Берлине во время уикэнда и посетили исторические
места. Другая часть персонала осталась в Ростоке, который гордится
своими ресторанами и магазинами.
Техническая команда Marouder'ов
делала все, чтобы поддерживать техническое состояние самолетов вдали от
дома. При 18-ти, в среднем, вылетах в день обслуживающий персонал
упорно трудился решая все проблемы: от мелких и до замены двигателея.
Все пилоты понимают, что без бригады обслуживания VFA-82, эти учения
никогда не могли бы иметь место. Также, Marouder'ы не могут выразить
достаточно благодарности техническому персоналу эскадрилий МиГ-29 и F-4,
который отдал много сил и труда помогая своим американским коллегам.
Но
все кончилось слишком быстро и Marouders должны были должны упаковать
свои вещи и пуститься в обратный путь домой. И вот,18 сентября 1998 г.,
VFA-82 проведя ночь в Mildenhall, Англия, совершили еще один бросок
через океан. Выгоды в терминах международного сотрудничества, полученные
от этого визита, нравственные и тактические уроки были огромны.
Marodeurs уверены, что уроки, полученные в Германии помогут им
подготовиться к любому будущему конфликту с участием МиГ-29.
Наше послесловие
Д.Срибный
На
вооружении Люфтваффе стоят МиГ-29 первых выпусков (Fulcrum-A) конца 70-х
начала 80-х годов. FA-18C - последняя модификация этого самолета конца
80-х годов. По характеристикам бортовой аппаратуры FA-18C превосходит
МиГ-29, но по летным характеристикам МиГ-29, в свою очередь, выглядит
лучше своего оппонента. Несмотря на то, что МиГ этой модификации на 10
лет старше FA-18C, он оказался непростым соперником для американского
истребителя.
К сожалению, в этой статье автор не приводит никаких
конкретных данных о результатах учебных боев, но по некоторым
комментариям понятно, что МиГ-29, видимо имел преимущество в поединках с
FA-18C.
Для некоторого прояснения картины приведу только одну
цитату из сборника "Farnborough International 98" (Сборник Общества
Британских Аэрокосмических Компаний SBAC, посвященный 50-летию аэрошоу в
Фарнборо), стр.81: "Для западных ВВС стало большим шоком, когда F-16,
вооруженный ракетами SIDEWINDER (AIM-9M - Д.С.) сравнили в испытаниях
(видимо в той же Германии - Д.С.) с МиГ-29, вооруженным Р-73. Из 50
поединков против Р-73 AIM-9M выиграла только один. Учебные бои на малой
дистанции между F-15 с AIM-9M и МиГ-29 с нашлемным прицелом и Р-73
показали, что Миг может захватывать цели в воздушном пространстве в 30
раз большем по объему, чем F-15."
В заключение привожу
сравнительные характеристики МиГ-29 и FA-18C. Характеристики взяты из
справочника Military Aircraft, Airlife, England, 1994.
Характеристики |
МиГ-29 Fulcrum-A |
FA-18C |
Первый полет | 6.10.77 | 3.09.1986 |
Двигатели | 2 х Климов РД-33 по 8300 кгс на форсаже | 2 х F404-GE-402 по 7980 кгс на форсаже |
Размах, м | 11.36 | 12.31 |
Длина, м | 17.32 (с ПВД) | 17.07 |
Высота, м | 4.73 | 4.66 |
Площадь крыла, м2 | 38.00 | 37.16 |
Вес пустого, кг | 10900 | 10455 |
Нормальный взлетный вес, кг | 15240 (истребитель) | 16652 (истребитель) |
18500 (ударный) | 23541 (ударный) | |
Макс.скорость на большой высоте | 2445 км/ч (2.3М) | 1915 км/ч (1.8М) |
Скороподъемность, м/мин | 19800 | 13715 |
Потолок, м | 17000 | 15240 |
Дальность | 1500 км без ПТБ | 740 км - боевой радиус |
Пушечное вооружение | 1 30мм пушка ГШ-301 с 150 снарядами | 1 20мм пушка М61А1 с 570 снарядами |
Макс.боевая нагрузка | 3000 кг | 7031 кг |
Ракеты "Воздух-воздух" | Р-60М, Р-73, Р-27 | AIM-120, AIM-7, AIM-9 |
РЛС | РП-29. Сопровождение до 10 целей, один стрельбовый канал. Дальность обнаружения воздушной цели - 100 км. | Многорежимная цифровая импульсно-доплеровская РЛС AN/APG-65 (73). Сопровождение до 10 целей, режим картографирования. |
ЭДСУ | нет | есть |
Нашлемный прицел | есть | нет |