Научно-технический
задел, реализованный в той или иной степени в программах различных
ведомств – X-43A (НАСА), X-51A (ВВС), AHW (СВ), ArcLight (DARPA, ВМС),
Falcon HTV-2 (DARPA, ВВС) и других, позволит, по мнению ряда
специалистов, создать гиперзвуковые ВВТ: авиационную крылатую ракету
(КР) большой дальности, морскую крылатую ракету в противокорабельном
(ПКР) и ударном (против наземных целей) вариантах – к 2018–2020 годам,
разведывательный самолет – к 2030-му.
Несмотря на ряд неудач в
проведении летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов,
американские военные не сворачивают работы в данном направлении. В
частности, в ВВС по-прежнему считают, что достижение сверхвысоких
скоростей полета – главный приоритет в ведении боевых действий.
Двигатель – оружие – самолет
Работы
в области гиперзвука начались в США в конце 70-х годов ХХ века, когда
компания «Мартин Мариетта» разрабатывала перспективную стратегическую
авиационную ракету ASALM (Advanced Strategic Air Launched Missile) с
прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Именно в те годы
американские специалисты осознали реальные технологические проблемы
обеспечения гиперзвукового полета как для системы ударного оружия, так и
для самолета. Реализация детального плана работ в области гиперзвука,
сформированного на современном этапе развития науки и техники, должна
помочь достижению давно задуманных целей.
Пока
налицо крайне медленный прогресс в указанной области за весь период с
момента создания ракеты ASALM до недавних полетов аппарата –
демонстратора гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя
(ГПВРД) – крылатой ракеты X-51A Waverider разработки компании «Боинг».
Тем не менее неизменной остается погоня за увеличением скорости.
В
ближайшее время в США будет завершено формирование целостного плана,
реализация которого обеспечит создание гиперзвуковых ударного оружия
(ракет) и самолета. Отличительной особенностью этого плана, как отмечает
еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», является распределение
перспективных задач не по годам, а по десятилетиям.
Работы по
ракетам в основном завершатся к 2020 году, а по разведывательному
гиперзвуковому самолету, способному преодолевать систему ПВО противника,
– к 2030-му. Не исключено, что аппарат будет создан в пилотируемом
варианте. Чтобы начать полномасштабную разработку гиперзвукового оружия,
к началу 2018 финансового года планируется достигнуть шестого уровня
технологической готовности (УТГ, Technology Readiness Level – TRL) –
отработки демонстратора перспективного двигателя. В области
гиперзвукового самолета заявлена гораздо менее амбициозная задача –
достижение четвертого УТГ (отработка конкретных узлов) к 2020 году. В то
же время представители ВВС сообщили, что в случае необходимости темпы
разработки самолета можно ускорить.
«Непосредственно на данный
момент в гиперзвуковом самолете нет прямой необходимости, но если
потребуется, мы сможем ускорить исследования», – говорит Кристофер Клей
(Christopher Clay), заместитель по технологиям заместителя министра ВВС
по науке (Deputy Chief of the Science and Technology Division – AQRT).
Конечной задачей исследований, по его словам, является придание боевым
возможностям ВВС США гиперзвуковой составляющей. Таким образом,
гиперзвуковые КР будут созданы раньше самолета: реализация
демонстрационной программы высокоскоростного ударного оружия (в части
ракет) HSSW (High-Speed Strike Weapon) начнется примерно в марте 2013
года, а ее завершение запланировано к концу 2020-го с проведением боевых
испытаний.
Демонстратор ракетных технологий
«Мы попробуем
начать испытательные пуски КР с 2017 года, и если они будут успешными,
то продолжатся в 2018 и 2019 годах», – сообщил еженедельнику
представитель ВВС США. Он добавил, что планом предусматривается
проведение от шести до семи полетов. Главной задачей при их выполнении
является повышение надежности различных технологических компонентов
оружия – от системы управления до двигательной установки. Цель
демонстрационной программы состоит в выполнении успешных ударов по целям
на дальности до сотен километров. «Необходимо продемонстрировать
точность стрельбы, а также показать работоспособность оружия совместно с
существующими бортовыми самолетными системами, возможность его
установки как во внутренних отсеках бомбардировщиков, так и на внешних
подвесках истребителей. Оно также должно обладать возможностью
применения в распределенной сети разведывательных и боевых средств и
иметь различные поражающие факторы», – отмечают в ВВС.
Для решения
поставленных задач отрабатываются передовые системы наведения, боевые
части селективного действия, а также концепции эффективной
высокоскоростной двигательной установки длительного действия. Новое
оружие стремятся сделать легким и недорогим. Его стоимость не должна
превышать стоимость дозвуковых КР более чем в два раза, то есть затраты
на выполнение боевых задач должны быть обоснованными и допустимыми. Идея
состоит в том, чтобы применять гиперзвуковое оружие там, где это
целесообразно. В противном случае гиперзвук не является оптимальным
вариантом.
Тактико-технические требования
Гиперзвуковые КР
и их прототипы, создаваемые по таким программам, как, например,
завершившийся проект «Арклайт» (ArcLight) Управления перспективных
исследований Министерства обороны (DARPA), должны быть совместимыми с
различными пусковыми системами, в том числе с вертикальной пусковой
установкой Mk 41 VLS, принятой на вооружение ВМС США.
ВВС уже
практически определились с ключевыми требованиями к ракетам. Они
прописаны в «дорожной карте» (плане) – High Speed Weapon Roadmap – по
ракетному оружию, формирование которой в настоящее время находится на
завершающей стадии.
Что касается самолета в разведывательном или
ударном (high-speed ISR/strike) варианте, то он должен сохранить
боеспособность (выжить) в течение суток без космической поддержки –
коммуникационных и навигационных спутников – и быть в состоянии
проникать в зоны, прикрываемые ПВО. Аппарат будет оснащаться турбинным
двигателем комбинированного типа TBCC (Turbine-Based Combined Cycle),
совершать крейсерский полет на скорости более М=4 и стартовать с обычной
взлетно-посадочной полосы. Позже в требованиях ВВС установили
конкретную цифру – M=5. Разработка самолета станет значительным шагом
вперед в вопросе гиперзвуковых технологий и связана с более высоким
уровнем риска по сравнению с ракетами, считают в ВВС.
Поэтому
программа создания гиперзвукового самолета и соответствующая «дорожная
карта» (High Speed Aircraft Roadmap) имеют более длительные сроки
реализации и требуют значительно больших ассигнований. Для определения
технологических проблем, которые необходимо решать в ближайшей
перспективе, проводился анализ потребности в высокоскоростном носителе.
Наряду с изучением новых концепций и видов летательных аппаратов
выбиралась желаемая скорость. «Все исследования вели нас в направлении
числа M=5 и выше. Мы начали выяснять, какие технологии необходимы, чтобы
реализовать такую скорость», – отметили в ВВС. Формируемый целостный
план работ предусматривает демонстрацию системы переключения
газотурбинного двигателя на двухрежимную работу прямоточного и
гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя в 2020 году.
«Очень важно преодолеть переходный режим, – отмечают американские
специалисты. – При этом необходимо исследовать, как можно использовать
коммерческие серийные газотурбинные двигатели. Например, можно ли
немного продлить работу газотурбинного двигателя и слегка задержать
начало работы двухрежимного ПВРД?».
Силовая установка
В
мае 2010 года первый полет X-51A с углеводородным ГПВРД продолжался 143
секунды вместо запланированных 300. Утечка в уплотнении между двигателем
и соплом привела к преждевременному окончанию полета, однако ГПВРД
обеспечил требуемое ускорение. Второй полет в июне 2011-го завершился,
когда воздухозаборник не начал работать в момент запуска ГПВРД. А третий
в августе 2012 года закончился до момента запуска двигателя из-за
неисправности в управляемом стабилизаторе аппарата, которая привела к
его падению и разрушению. В рамках подготовки к завершающему четвертому
полету по всем выявленным недостаткам были проведены необходимые
конструктивные доработки аппарата-демонстратора.
Новые испытания
двигателя-демонстратора будут проходить на планере уменьшенных размеров с
подачей потока топлива как полномасштабной, так и половинной мощности.
Эта опытная модель станет технологическим стендом для отработки других
систем, например композиционных конструкций с керамической матрицей,
технологии регулирования мощности, теплорегулирования, бортовых
датчиков. В тестах будут применяться ГПВРД, в 8–16 раз превосходящие по
размерам те, которые выполняли испытательные полеты до нынешнего дня.
Недавно
в число задач технологических испытаний включена герметизация сопла.
«На примере аппарата X-51A мы увидели, как простые вещи, например
уплотнение, могут привести к проблемам», – отметил один из
представителей ВВС. Он также сообщил, что четвертый полет демонстратора
гиперзвуковых технологий X-51A состоится в любом случае. Всего было
проведено три испытательных полета: один признали частично успешным, два
– неудачными. Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force
Research Laboratory – AFRL) четвертый тест наметила на середину 2013
года.
Ведомственные программы
Интересно отметить, что
американские специалисты в области аэрокосмических технологий
категорически не согласны с мнением, что неудачи летных испытаний
обусловливают необходимость сворачивания реализуемых программ. Особенно
если дело касается гиперзвуковой техники. Чем сложнее программа, тем
больше она связана с возможными неудачами в ходе ее реализации, считают
эксперты. Эти неудачи являются неотъемлемой частью формирования опыта и
накопления знаний и без них невозможен прогресс в развитии техники.
Желательно только, чтобы в целях снижения стоимости и рисков неудачи
случались на ранних стадиях реализации проекта.
Надежды ВВС на
возможность создания боевой гиперзвуковой техники в указанные сроки
связаны с определенными успехами прежних программ различных организаций.
В частности, в ходе первого полета аппарата X-51A работа в режиме ГПВРД
продолжалась 143 секунды, что в 11 раз превысило время работы аппарата
X-43A НАСА в 2004 году.
В ноябре 2011-го проведено успешное летное
испытание высокоточного боевого блока-демонстратора AHW (Advanced
Hypersonic Weapon) для СВ США. Гиперзвуковой атмосферный планирующий
аппарат дальнего действия был запущен из Тихоокеанского ракетного
испытательного центра (остров Кауаи, Гавайские острова) в зону атолла
Кваджалейн, где расположен испытательный полигон СВ. Цель испытаний
заключалась в сборе данных по технологиям обеспечения гиперзвукового
планирующего полета в атмосфере на большую дальность. Оценивались
аэродинамические характеристики, система навигации, наведения и
управления, технологии системы теплозащиты. Трехступенчатая
ракета-носитель обеспечила выведение планирующего аппарата AHW на
расчетную траекторию полета и его отделение от последней ступени ракеты.
Аппарат выполнил полет на гиперзвуковой скорости по небаллистической
планирующей траектории и менее чем за 30 минут достиг расчетной зоны
падения на атолле Кваджалейн. На всех участках полета проводился сбор
телеметрической информации космическими, воздушными, наземными и
морскими средствами. Полученные данные используются для моделирования и
разработки перспективных гиперзвуковых планирующих аппаратов. Программу
AHW реализуют Командование космической и противоракетной обороны (United
States Army Space and Missile Defense Command – USASMDC) и
Стратегическое командование (Army Forces Strategic Command – ARSTRAT) СВ
США в рамках инициативы МО «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global
Strike).
Разгонная ступень и планирующий аппарат разработаны
Национальной лабораторией Сандиа в Альбукерке штата Нью-Мексико. Система
теплозащиты аппарата создана Центром авиационных и ракетных НИОКР СВ в
городе Хантсвилле штата Алабама (Redstone Arsenal SMDC/ARSTRAT).
Переломный момент
Одно
из направлений перспективных работ ВВС по гиперзвуку состоит в
достижении более высоких скоростей и более широкой зоны действия. Это
резко сокращает время, отпущенное противнику для ответной реакции, и
позволяет сохранить свои войска на безопасном удалении (вне зоны
действия огневых средств противника). В будущих военных конфликтах между
практически равными по техническим возможностям сторонами для
достижения превосходства очень привлекательной является идея применения
гиперзвукового оружия. Именно поэтому AFRL и DARPA продолжают работы по
программам изучения таких технологий.
Как подчеркивают эксперты, в
рамках нынешнего военного бюджета США и при наличии весьма жестких
требований к выполнению заявленных НИОКР необходима прорывная концепция
для привлечения заказчиков. Высокоскоростное гиперзвуковое оружие
глобального радиуса действия как раз и является такой идеей. Здесь речь
идет действительно о революционных достижениях науки, а не о различных
технологических инновациях. Отказы в испытаниях являются неотъемлемой
частью реализации концепций данного типа, поскольку база знаний,
необходимых для достижения успеха, все еще находится в стадии
формирования.
Прошли десятилетия с начала исследований в области
гиперзвука. Промышленность по-прежнему продолжает собирать новую
информацию об аэродинамике, двигателе, управлении полетом и тепловой
защите гиперзвуковых летательных аппаратов. В отличие от технологий
обеспечения малозаметности «Стелс», которые разрабатывались в рамках
официальных, хотя и закрытых работ, в области гиперзвука в США до
последнего времени не было постоянной программы исследований с
достаточным количеством полетов, необходимых для отработки
научно-технических задач. Проведено относительно немного летных
испытаний, что связано со снижением затрат и рисков. Однако руководство
каждой новой программы в области гиперзвука пытается оправдать ее
существование, достигнув более высоких результатов, чем в предшествующих
проектах, увеличивая таким образом риск и стоимость отказов. Но ведь
погоня за гиперзвуком – это только верхушка айсберга.
Развитие
потенциально ценных технологий в аэрокосмической индустрии сдерживается
из-за страха провалов даже на ранней стадии НИОКР. Каким-то образом эта
отрасль, важная сама по себе, достигла состояния, где нет или почти нет
терпимости к риску, подчеркивают американские специалисты. В связи с
этим американское научное сообщество считает, что сегодня настал такой
момент, когда необходимо собраться, возобновить летные испытания и
попытаться решить сложные проблемы, связанные с дальнейшим развитием
гиперзвуковых технологий.