Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Понедельник, 29.04.2024, 10:50| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Безопасность [139]
Вооруженные силы [135]
Инфо, новости [205]
ПВО, ПРО [99]
NATO [54]
ВВТ [192]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » 2012 » Декабрь » 12 » Алгоритмы создания вооружения
    10:17
    Алгоритмы создания вооружения


    Алгоритмы создания вооружения

    Необходимо проводить единую техническую политику при оснащении армии ВВТ

    В связи с приходом в руководство Минобороны России новых лиц обсуждение вопросов оснащения Вооруженных Сил эффективным вооружением является своевременным, и хотелось бы надеяться, что в ближайшее время будут предприняты необходимые меры по исправлению сложившейся ситуации. Какими же могут быть эти меры?

    Область вопросов, предъявляемых к сегодняшнему состоянию системы вооружения, достаточно большая. Речь пойдет не о самом вооружении, виды которого определяются в Государственной программе вооружения и зависят от прогнозов, формируемых в государстве, – макроэкономических, военно-стратегических, от вероятных противников, их оснащенности вооружением, возможного ведения боевых действий, научно-технического и экономического потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса, а о структурах и механизмах, которые должны обеспечить оснащение ВС РФ необходимым вооружением. В данный момент этот вопрос важнее, потому что существовавшие ранее структуры утрачены, а без них реализовать какие-либо концепции, стратегии и программы невозможно.

    Нужны структуры и специалисты

    Для того чтобы создавать вооружение и военную технику:

    • во-первых, надо знать, какими они должны быть, какие цели и задачи решать, какие иметь тактико-технические характеристики;
    • во-вторых, знать возможности нашей промышленности по созданию вооружения с заданными ТТХ;
    • в-третьих, надо иметь экспериментальную базу для проведения испытаний вооружения и если ее нет, то своевременно создать;
    • в-четвертых, иметь специалистов, способных оценивать результаты проектирования вооружения, разработки конструкторской документации и сопровождения хода изготовления опытных образцов вооружения, проведения государственных испытаний на соответствие заданным требованиям и принятие на вооружение в случае положительных результатов всех названных ранее этапов.

     

    Для того чтобы реализовать все эти этапы, необходимы структуры, укомплектованные соответствующими специалистами. Это профессионально подготовленные военпреды, которые нисколько не уступают в знании техники самим разработчикам и сопровождают весь процесс разработки в конструкторских бюро и производство на заводах-изготовителях. Это военные инженеры-испытатели на полигонах и космодромах, с помощью которых создается экспериментально-испытательная база и проводятся государственные испытания.

    Алгоритмы создания вооружения
    Фото: Олег Фаличев

    Это военные ученые, проходящие службу в научно-исследовательских учреждениях Минобороны (НИУ МО), имеющие соответствующую подготовку и знания для компетентного сопровождения создания вооружения и выдачи заключений на каждом этапе. И самое главное звено данной системы – это структура, олицетворяющая государственного заказчика вооружения, которая, используя потенциал военпредов, НИУ МО, специалистов и испытательную базу полигонов и космодромов, формирует тактико-технические требования к вооружению, задавая при необходимости на начальном этапе проведение научно-исследовательских работ, координирует деятельность всех структур, участвующих в процессе выполнения опытно-конструкторской работы, создания и испытаний вооружения, и отвечает за конечный результат.

    Именно такие структуры, входящие в Минобороны, обеспечивали в течение многих десятков лет создание вооружения, не уступающего лучшим мировым образцам, а зачастую с превосходящими ТТХ и в десятки раз меньшими затратами.

    В настоящее время в Минобороны России этих структур, можно сказать, нет, профессиональные кадры потеряны. Сейчас в военном ведомстве создано много всяких департаментов и управлений и каждый отвечает за свой узкий вопрос, но нет структуры, которая отвечала бы за все в целом.

    Кроме того, очень важно, чтобы в процессе создания вооружения, контроля и сопровождения его разработки и изготовления были построены механизмы обратной связи и противовесов, то есть технические задания на создание вооружения должны формироваться заказывающими структурами совместно с НИУ МО и предприятиями ОПК. Утверждать ТЗ должны структуры военного ведомства, отвечающие за боевое применение и эксплуатацию в зависимости от важности вооружения: ГШ ВС РФ или главкоматы видов и родов войск. Заказывающая структура обязана обеспечить готовность вооружения к государственным испытаниям, а проведение самих испытаний должно осуществляться под руководством государственных комиссий, возглавляемых структурами, утвердившими ТЗ и ответственными за его применение и эксплуатацию.

    Такие подходы позволят более качественно создавать и отрабатывать вооружение и военную технику, организовывать при этом условия бескомпромиссности и персональной ответственности.

    В целях эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых государством на вооружение, исключения дублирования работ, проводимых разными государственными заказчиками, целесообразно консолидировать процесс создания и закупки для Минобороны и всех силовых структур. Особенно это актуально для вооружения, военной и специальной техники общего применения (стрелковое оружие, средства индивидуальной и химической защиты, транспортные и др.).

    В былые времена именно так и делалось в Минобороны. Существовал приказ министра обороны № 03, который определял единственного госзаказчика по конкретным типам вооружения для всех видов и родов войск, что позволяло консолидировать заявки однотипной продукции и закупать для всех потребителей по одной цене независимо от количества приобретаемого вооружения.

    Такая же задача интеграции, но уже в рамках государства ставилась перед Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, предусмотренным указом президента Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 119. Причем конкретный порядок взаимодействия этого агентства, всякие нюансы и особенности горячо обсуждались в ходе напряженной и длительной работы межведомственной рабочей группы, назначенной Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ, в которую входили представители всех силовых структур и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на большое упорство силовиков (никто не хотел отдавать выделяемые бюджетом ассигнования), убедительно было показано примерами на разнящиеся – и довольно сильно – цены на закупку одноименных образцов вооружения и оборудования.

    Указом президента РФ от 14 мая 2010 года № 589 утверждено положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, которым определено, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения госконтрактов по оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, за исключением специальной техники по номенклатуре, определяемой государственными заказчиками.

    С целью эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию гособоронзаказа, агентство должно было организовывать и проводить совместные торги в интересах Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, ФСКН и выполнять функции государственного заказчика. Однако, насколько известно, совместных торгов за весь период существования агентства провести не удалось, а на официальном сайте указано, что Рособоронпоставка не является заказчиком или исполнителем федеральных целевых программ.

    Вызывает некоторое удивление и возмущение, что даже пяти лет не хватило организовать должным образом работу этого агентства. Конечно, при таком подборе кадров и отсутствии нормального спроса с них за работу весь этот период оказался потерянным в деле обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации современным вооружением и снижения при этом затрат.

    Сегодня много претензий предъявляется к качеству поставляемого вооружения в войска и низким техническим характеристикам.

    Одной из основных причин этого является отсутствие в нашем Отечестве требуемого для создания перспективного вооружения сырья, материалов, комплектующих, высоконадежной элементной базы, и решают такие вопросы, как могут, в основном исполнители гособоронзаказа, хотя при этом существуют федеральные целевые программы, призванные заниматься этими проблемами.

    К данным проблемам необходимо активнее привлекать федеральные органы исполнительной власти, в сфере ответственности которых они находятся, государственных заказчиков и включать в гособоронзаказ отдельными таблицами поставки сырья, материалов, комплектующих и элементной базы.

    В свое время Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ механизм заказа сырья, материалов и комплектующих через государственный оборонный заказ, обеспечивающий комплексный подход в решении проблем дефицита, с участием федеральных органов исполнительной власти, госзаказчиков, головных исполнителей госзаказа, ВПК и правительства предлагался. Но из-за неконструктивной позиции Минобороны и нежелания брать на себя дополнительные заботы, как они считали, это предложение ВПК до настоящего времени не реализовано. Хотя госкорпорация «Росатом» такой механизм использовала и сейчас использует частично при реализации гособоронзаказа.

    Инструменты для госзаказчика

    В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на главную составляющую в системе вооружения. Это структуры и в первую очередь в Минобороны, обеспечивающие выполнение функций государственного заказчика вооружения, военной и специальной техники в полном объеме. Заказывающий орган должен выполнять комплексные функции, сопровождающие весь жизненный цикл вооружения, в том числе обоснование потребного вооружения, обеспечивающего оборону и безопасность страны, разработку тактико-технических заданий на образцы, комплексы, системы вооружения, организацию разработки, испытаний, приема на вооружение, серийного изготовления и утилизации. Для выполнения этих функций у него должны быть все инструменты, если их можно так назвать. Это военпреды в КБ и на предприятиях, НИУ МО, полигоны и космодромы с инженерами-испытателями, специальные, экономические и юридические службы. При этом заказывающие органы можно было бы сгруппировать по направлениям вооружения – для стратегических ядерных сил и для сил общего назначения в виде двух главных управлений, подчинив их начальнику вооружения ВС РФ – заместителю министра обороны.

    Такое построение заказывающих органов позволило бы в полной мере реализовать алгоритмы взаимодействия с обратными связями и противовесами.

    Заказывающие органы обеспечивали бы создание вооружения, а Генеральный штаб и главкоматы видов и родов войск принимали бы вооружение, возглавляя государственные комиссии по испытаниям и приему на вооружение ВС РФ.

    Это позволило бы повысить персональную ответственность за создание вооружения, проводить единую и эффективную техническую политику, исключить дублирование работ, снизить затраты и создать предпосылки к уничтожению коррупции.

    Именно такие структуры, только в большем количестве и входящие в состав видов и родов войск, обеспечивали в течение десятков лет успешное решение задач создания вооружения. Предлагаемые уточнения в плане их компактности в составе главных управлений и подчиненности начальнику вооружения ВС РФ, а не главнокомандующим и командующим видов и родов войск только усилили бы их эффективность.

    Валерий Субботин,
    генерал-лейтенант, лауреат Государственной премии, доктор технических наук

    Опубликовано в выпуске № 49 (466) за 12 декабря 2012 года


    Источник:
             Главная









    Категория: ВВТ | Просмотров: 696 | Добавил: ekjack
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz