Истребители. Пятое поколение. Что это?
Фото passionar.livejournal.com
Множество бурных споров на форумах и в ЖЖ о том, чья техника
«круче», побудили к написанию цикла небольших заметок, где простым,
понятным для всех языком объяснялось бы основное, что интересно и нужно
знать каждому любителю авиации. Что такое поколения истребителей, какие
требования предъявляются к пятому и шестому поколениям, что эти
требования означают. А потом, зная эти основы, рассмотрим все
существующие самолёты пятого поколения, и попытаемся их сравнить,
прорываясь сквозь завесы секретности.
Профессиональным авиаторам тут особо делать нечего, материал
сознательно упрощён, в дебри лезть не будем. Впрочем, критику явных
ляпов или более доходчивые, чем у меня получилось, объяснения, приму с
благодарностью. Для начала разберёмся, что же это за деление истребителей на поколения? Вначале
об этом даже не задумывались, понятие поколений появилось с четверть
века назад, и в изрядной степени в рекламных целях. Впрочем, оказалось,
что это довольно удобно, хотя деление во многом условное и каждый
понимает его по-своему. Первым поколением
принято считать все дозвуковые машины со стандартным и для поршневых
истребителей вооружением — пушки и неуправляемые ракеты. Правда, пушки
могли быть солидного калибра в 37 мм, против 30 и 23 мм в современных
истребителях. «В момент выстрела аж кажется, будто самолёт
останавливается», - как сказал один знакомый лётчик о МиГ-15. Бортовой
радиолокационной станции перехвата и прицеливания на борту нет, как нет и
управляемых ракет. Впрочем, и то, и другое уже испытывалось и даже
иногда применялось в простейшем пока виде. Бомбы могли подвешиваться на многих типах, независимо от поколений. Примеры будем брать в КБ им. Микояна, там есть полный ряд и они хорошо известны. Первое - это МиГ-15 и МиГ-17. МиГ-17 Второе поколение
— сверхзвуковые машины, оборудованные РЛС и управляемыми ракетами. РЛС
«видит» только воздушные цели, и то не на фоне земли или гор, а
дальность её - несколько десятков километров, да и те ракеты «воздух —
воздух» сейчас назвали бы ракетами малой дальности. Но появление ракет и
РЛС породило надежду, что от ближнего манёвренного воздушного боя (БВБ,
догфайт, собачья свалка) можно будет вообще отказаться. Война во
Вьетнаме разбила эти надежды в прах. Пример —
МиГ-21. Дальность обзора РЛС — 20 км. В режиме обзора она видит все
цели, которые есть впереди, но захватывать и пускать ракеты может только
по одной цели из них. Уже затем — по второй, и т. д. Пушка
устанавливалась не на все модификации, «спасибо» Никите Сергеевичу. Фото www.reaa.ru Третье поколение.
Тут уже начинаются сложности. Явный, видимый критерий только один: если
крыло с изменяемой стреловидностью (геометрией, КИГ), то это — третье
поколение. Но и он не слишком обязателен. Зато появились гораздо более
совершенные радиолокационные прицелы и ракеты большой дальности. Пример — МиГ-23. Фото voron70.narod.ru Четвёртое поколение.
Здесь наоборот, задались целью повысить манёвренность и обеспечить
удельную тягу больше единицы. Это означает, что тяга двигателей
превышает вес самолёта, и он, в принципе, может лететь как ракета,
вертикально. А заодно поделили истребители на лёгкие, фронтовые, и
тяжёлые, многофункциональные. Впрочем, стремление наделить сравнительно
небольшой и недорогой фронтовой истребитель возможностями
многофункционального было и будет всегда, как только технологические
возможности это позволят. У нас это пара МиГ-29 и Су-27, у американцев — F-16 и F-15. Фото mig29.ucoz.ru Пятое поколение.
Здесь начинается самое сложное. Требования к пятому поколению
сформулировали американцы, разрабатывая свой F-22, и очень активно их
пиарили в прессе. Но когда впоследствии они взялись за F-35, который
даже в проекте не всем этим требованиям соответствовал, то, нисколько не
смущаясь, выбросили «лишние» требования и заменили их нужными:
укороченным взлётом. Пиар есть пиар. Попробуем сформулировать требования, которые предъявлялись к F-22. 1. Малозаметность («стелсовость») для локаторов. 2. Бесфорсажный сверхзвуковой полёт. 3. Сверхманёвренность. Была
и ещё парочка требований, сейчас уже и не вспомню точно, даже боюсь
упоминать, настолько смешно это сейчас звучит. Кажется, это было
снижение стоимости эксплуатации и сокращение времени подготовки к
следующему вылету. Напомните, кто знает, плиз. Но
об ещё одном требовании заговорили только недавно. Это - «электронный
помощник пилота». Всё электронное оборудование самолёта с помощью
бортовых компьютеров завязано как бы в единый комплекс, информация от
всех датчиков и любого оборудования обрабатывается компом совместно, и
лётчику выдаются ценные рекомендации. Проект самолёта пятого поколения МиГ-1.42. Фото www.enemyforces.net Это — шаг к шестому поколению,
в котором, по мнению многих аналитиков, пилота заменит если не
искусственный интеллект (это слишком громко звучит), то достаточно
навороченный комп. В следующих заметках подробнее рассмотрим, что означает каждое из этих требований.
Источник: http://kramtp.info/news/18/full/id=21753
|