До конца этого года Военно-морской флот планирует выпустить на
морские испытания подводную лодку Б-90 «Саров» с экспериментальным
двигателем на водороде, сообщают izvestia.ru. Эти двигатели в дальнейшем
установят на подводные лодки проекта 677 «Лада» и ее экспортный вариант
«Амур-1500».
— Работы над воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ)
начались в прошлом году. Подобными двигателями уже оснащены немецкие
подводные лодки типа U-212 и их экспортный вариант U-214. Смысл
установки в том, что электрический двигатель лодки получает ток не от
аккумулятора, а от топливных элементов на базе водорода, — пояснил
представитель ВМФ, участвующий в работах.
Все поколения неатомных подлодок, включая проект «Варшавянка»,
использовали аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного двигателя. По
истечении зарядки требовалось всплыть и запустить двигатель, что делало
лодку уязвимой. «Саров» на водородном топливе получает практически
неограниченный ресурс подводного хода, сопоставимый с атомными
субмаринами.
— По итогам испытаний скорректируем работу и внесем изменения. Но об
этом говорить пока еще рано, — рассказал представитель флота.
Следующие лодки проекта 677 получили имена Б-586 «Кронштадт» и Б-587
«Севастополь». Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация
(ОСК) вынужденно приостановили их строительство в январе 2009 года из-за
отсутствия двигателей. Теперь же в зависимости от испытаний «Сарова»
строительство возобновится.
— Неатомные подлодки практически не слышны на электрическом двигателе. А
в атомных постоянно работают насосы системы охлаждения реактора, и шум
демаскирует их. К тому же они очень сложны в эксплуатации, ремонте,
требуют обученного личного состава, — отметил собеседник.
По его словам, первая субмарина 677-го проекта «Санкт-Петербург» была
спущена на воду с обычным дизельным двигателем и аккумуляторами. А
строительство экспортного варианта «Амур-1650» приостановлено в 2009
году.
— Обычный дизель не имеет преимуществ перед устаревшими «Варшавянками»,
которые пользовались коммерческим успехом. «Амур-1650» на дизеле по
сравнению с немецкими U-214 — это прошлый век, а вот с новой ВНЭУ мы
поборемся за покупателей, — сказал представитель ВМФ.
По мнению контр-адмирала запаса Владимира Захарова, воздухонезависимая
энергетическая установка — это значимый шаг в развитии российского
флота. ВНЭУ обеспечит высокие боевые возможности неатомных субмарин,
снизив их акустические шумы и повысив автономность.
— Пока только немцы смогли сделать двигатели на водородных элементах.
Мы будем вторыми, а это гарантирует коммерческий успех, — считает
Захаров.
Тем не менее, говорит он, установка на лодки «Лада» воздухонезависимых
энергетических установок не решит все проблемы проекта 677. Необходимо
внести изменения в акустику, боевую информационную систему и другую
начинку.