23
сентября на военно-морской базе КНР в Даляне (бывшая российская база
Порт-Артур) на авианесущем крейсере Liaoning (Ляонин) был поднят боевой
флаг ВМС КНР и авианосец официально вошел в состав китайского флота.
Ранее «Ляонин», который назывался «Варягом», успел «послужить» в
советском, а затем и в украинском флоте. Ранее сообщалось о том, что
новый авианосец может войти в состав китайского флота в начале августа в
честь 85-летия НОАК или же 1 октября в годовщину основания КНР. По
словам полковника Главного управления вооружений НОАК Лин Бая, испытания
авианосца завершились успешно и ВМС смогли добиться «желаемых
результатов». Предполагается, что данный корабль будет использоваться
для научных исследований, а также подготовки персонала. Авианосец сможет
нести на борту до 30 самолетов и вертолетов, его экипаж составит
примерно 2 тысячи человек.
Окончательная официальная церемония ввода в строй ВМС НОАК первого китайского авианосца состоялась 25 сентября 2012 года. Данная церемония прошла в присутствии высших руководителей Китая – премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председателя КНР Ху Цзиньтао. До момента поднятия на борту боевого флага кораблю пришлось пройти очень трудный и извилистый путь. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (ТАКР пр. 1143.6), был заложен в 1985 году на судостроительной верфи в Николаеве.
В 1986 году корабль, водоизмещение которого составляло 65 000 тонн, был спущен на воду. Последующий развал СССР предопределил дальнейшую судьбу корабля. Недостроенный авианосец перешел в собственность Украины, которая в 1992-1993 годах в силу финансовых трудностей остановила его производство. В 1998 году корабль, степень готовности которого составляла чуть менее 70%, был продан КНР по цене металлолома – всего за 20 млн. долларов. Покупателем авианосца стала китайская фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, которая якобы планировала использовать его в роли плавучего развлекательного центра с казино. При этом переход корабля до порта назначения занял 627 дней. Буксировка судна на 16 месяцев была задержана Турцией, которая под давлением США 16 месяцев не пропускала авианосец через Босфор.
В реальности, как нетрудно было догадаться, ни к каким коммерсантам корабль не попал, а попал он прямо в руки китайских военных, которые достаточно давно мечтали о собственном авианосце. В итоге они приложили все возможные усилия, чтобы сначала заполучить, а потом и довести «до ума» недостроенный в СССР авианосец. В результате их усилия не пропали даром, и в 2011 году корабль приступил к ходовым испытаниям, которые были оценены положительно и корабль вошел в состав китайского флота, став внушительным тренировочным центром для подготовки летчиков палубной авиации. Во время испытаний на его борту были замечены полноразмерные макеты истребителя J-15 (нелициеннзионная копия российского палубного истребителя Су-33) и вертолета Z-8 AEW.
Поскольку новый китайский авианосец «Ляонин» является родным братом-близнецом однотипного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ России, то не исключено, что российские специалисты могут помочь КНР в освоении нового плавсредства. При этом Китай вынашивает достаточно амбициозные планы по развитию своего авианосного флота. К 2020 году Китай рассчитывает иметь в строю от 4 до 6 авианосцев, базовым проектом для которых, может стать именно приобретенный у Украины «Варяг».
Стоит отметить, что западные эксперты довольно скептически относятся к эффективности «трофейного» для КНР авианосца (у которого, скорее всего, также отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты). Успокаивает их и тот факт, что российский аналог китайского авианосца Liaoning – ТАКР «Адмирал Кузнецов», по своей сути, является боеспособным кораблем весьма условно. Большую часть срока своей службы он проводит, находясь на стадии различного ремонта, а о его проблемах, в том числе и с двигательной установкой, не пишет разве что ленивый. В последнее время этот авианосец по большей части сопровождают лишь различные скандалы, в том числе и коррупционные, ставшие уже привычными для российской экономики.
Новый китайский авианосец является наследником советских кораблей проекта 1143. По сути «Адмирал Кузнецов» пр. 1143.5 стал первым в советской практике полноценным авианосцем (то есть кораблем, который был способен принимать на борту самолеты горизонтального взлета и посадки с достаточно высокими боевыми характеристиками). Несмотря на это корабли данного проекта не смогли в полной мере преодолеть накопленные недостатки всех первых советских ТАКР класса «Киев». Ставка была сделана на замену полноценных паровых катапульт массивным трамплином. Такое решение привело к затруднению взлётно-посадочных операций (по причине наличия лишь одного направления для старта), а также невозможности принимать на борту тяжелые самолеты, к примеру, самолёты ДРЛО. В результате этого возможности таких ТАКР по загоризонтному обнаружению целей были искусственно ограничены вертолётами ДРЛО, которые обладают малым радиусом действия.
Китайский авианосец напугал Южную Корею
Несмотря на весь скептицизм, который высказывает ряд западных военных по поводу настоящих боевых возможностей «Ляонина», в соседней Южной Корее появление у Китая своего первого авианосца восприняли с большим беспокойством. Представители Сеула в один голос утверждают о том, что авианосец КНР не только поменяет баланс сил в данном регионе планеты, но и в итоге может стать угрозой национальным интересам Южной Кореи, которая в настоящее время не обладает достаточным количеством адекватных сил сдерживания на море.
Любая страна, которая занимается разработкой планов по развитию своих вооруженных сил, должна учитывать все возможные угрозы со стороны стран-соседей. Оснащенный боевыми самолетами авианосец обладает существенно большим радиусом действия, а потому ситуация, при которой Южная Корея вынуждена считаться с фактом наличия такого мощного корабля, представляется вполне нормальной. Еще большее опасение Южная Корея испытывает от того, что уже в ближайшем будущем у КНР появятся и другие авианосцы. В частности Минобороны Южной Кореи, которое ссылается на данные США, утверждает, что второй авианосец у Поднебесной может появиться уже в 2014 году, а к 2020 году их общая численность составит от 4 до 6 единиц. По словам сотрудника НИИ оборонных исследований Южной Кореи Пак Сын Чжу, авианосцы могут стать тем фактором, который позволит гарантировать КНР безусловное доминирование на море в морском регионе Восточной Азии. Авианосные соединения Китая будут представлять угрозу Тайваню, Южное Корее, Японии, Вьетнаму, да и России в том числе.
В связи с этим Сеул уже сейчас все громче заявляет о необходимости наращивания собственных военно-морских сил, для того чтобы иметь возможность реагирования на рост мощи Китая, а также Японии на море. В то время как военно-морские силы Южной Кореи были нацелены лишь на сдерживание своего неспокойного северного соседа. В настоящее время Южная Корея просто не обладает возможностями по сдерживанию китайского авианосца. Единственный выход они видят в созданий собственной мобильной боевой эскадры. Создание такого подразделения заложено в планы развития ВМС Южной Кореи. В состав такой эскадры должно войти несколько новейших эсминцев, оснащенных боевыми информационно-управляющими системами (БИУС) «Иджис», корабли охранения, поддержки, десантные и транспортные корабли, а также подводные лодки.
В настоящее время южнокорейские ВМС в состоянии обеспечить лишь безопасность своих прибрежных вод без проецирования своего влияния на более дальние дистанции, признают это в Минобороны страны. В настоящее время на вооружении Южной Кореи находится около 140 боевых кораблей, 12 подводных лодок, 20 кораблей поддержки и до 50 морских вертолетов и самолетов. Из этого состава только 9 кораблей могут самостоятельно использоваться на дальних морских коммуникациях – это эсминцы класса KDX-III (водоизмещением 7600 тонн с БИУС «Иджис), KDX-II (4500 тонн) и KDX-I (3200 тонн). Все остальные боевые корабли – это небольшие по размерам суда, которые могут использоваться лишь в интересах обеспечения охраны побережья страны. Ситуация с подлодками у страны еще более плачевна, как полагают в Сеуле. Южная Корея обладает 3 подводными лодками класса 214 (1800 тонн) и 9 подводными лодками класса 209 (водоизмещение 1200 тонн), которые не могут совершать дальние походы и длительное время оставаться под водой. Более серьезные субмарины водоизмещением до 3 000 тон появятся у Сеула лишь к 2020 году.
В свою очередь Китай защищает свою программу по развитию авианосного флота, отвечая на все нападки. По словам Пекина, КНР сегодня является единственной страной постоянным членом Совета Безопасности ООН, которая не обладает подобного рода вооружением, но имеет при этом значительные морские активы и обширное морское побережье, которые нуждаются в защите. КНР также заявляет о том, что ее авианосцы будут использоваться и в проведении международных гуманитарных программах, несмотря на то, что взлетная полоса авианосца не лучшее место для перевозки грузов. Являясь второй из крупнейших экономик мира, Китай полагает, что отстает от таких стран, как Бразилия и Таиланд, а также своего главного регионального конкурента – Индии, которая недавно приобрела авианосец за границей.
Источники информации:
-http://ttolk.ru/?p=13362
-http://vpk.name/news/76030_kitaiskii_avianosec_napugal_koreyu.html
-http://vpk.name/news/73546_eksvaryag_mozhet_byit_pereimenovan_v_lyaonin.html
Окончательная официальная церемония ввода в строй ВМС НОАК первого китайского авианосца состоялась 25 сентября 2012 года. Данная церемония прошла в присутствии высших руководителей Китая – премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председателя КНР Ху Цзиньтао. До момента поднятия на борту боевого флага кораблю пришлось пройти очень трудный и извилистый путь. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (ТАКР пр. 1143.6), был заложен в 1985 году на судостроительной верфи в Николаеве.
Недостроенный "Варяг" в Николаеве 1997 год
В 1986 году корабль, водоизмещение которого составляло 65 000 тонн, был спущен на воду. Последующий развал СССР предопределил дальнейшую судьбу корабля. Недостроенный авианосец перешел в собственность Украины, которая в 1992-1993 годах в силу финансовых трудностей остановила его производство. В 1998 году корабль, степень готовности которого составляла чуть менее 70%, был продан КНР по цене металлолома – всего за 20 млн. долларов. Покупателем авианосца стала китайская фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, которая якобы планировала использовать его в роли плавучего развлекательного центра с казино. При этом переход корабля до порта назначения занял 627 дней. Буксировка судна на 16 месяцев была задержана Турцией, которая под давлением США 16 месяцев не пропускала авианосец через Босфор.
В реальности, как нетрудно было догадаться, ни к каким коммерсантам корабль не попал, а попал он прямо в руки китайских военных, которые достаточно давно мечтали о собственном авианосце. В итоге они приложили все возможные усилия, чтобы сначала заполучить, а потом и довести «до ума» недостроенный в СССР авианосец. В результате их усилия не пропали даром, и в 2011 году корабль приступил к ходовым испытаниям, которые были оценены положительно и корабль вошел в состав китайского флота, став внушительным тренировочным центром для подготовки летчиков палубной авиации. Во время испытаний на его борту были замечены полноразмерные макеты истребителя J-15 (нелициеннзионная копия российского палубного истребителя Су-33) и вертолета Z-8 AEW.
Поскольку новый китайский авианосец «Ляонин» является родным братом-близнецом однотипного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ России, то не исключено, что российские специалисты могут помочь КНР в освоении нового плавсредства. При этом Китай вынашивает достаточно амбициозные планы по развитию своего авианосного флота. К 2020 году Китай рассчитывает иметь в строю от 4 до 6 авианосцев, базовым проектом для которых, может стать именно приобретенный у Украины «Варяг».
Стоит отметить, что западные эксперты довольно скептически относятся к эффективности «трофейного» для КНР авианосца (у которого, скорее всего, также отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты). Успокаивает их и тот факт, что российский аналог китайского авианосца Liaoning – ТАКР «Адмирал Кузнецов», по своей сути, является боеспособным кораблем весьма условно. Большую часть срока своей службы он проводит, находясь на стадии различного ремонта, а о его проблемах, в том числе и с двигательной установкой, не пишет разве что ленивый. В последнее время этот авианосец по большей части сопровождают лишь различные скандалы, в том числе и коррупционные, ставшие уже привычными для российской экономики.
Ху Цзиньтао на борту нового китайского авианосца
Новый китайский авианосец является наследником советских кораблей проекта 1143. По сути «Адмирал Кузнецов» пр. 1143.5 стал первым в советской практике полноценным авианосцем (то есть кораблем, который был способен принимать на борту самолеты горизонтального взлета и посадки с достаточно высокими боевыми характеристиками). Несмотря на это корабли данного проекта не смогли в полной мере преодолеть накопленные недостатки всех первых советских ТАКР класса «Киев». Ставка была сделана на замену полноценных паровых катапульт массивным трамплином. Такое решение привело к затруднению взлётно-посадочных операций (по причине наличия лишь одного направления для старта), а также невозможности принимать на борту тяжелые самолеты, к примеру, самолёты ДРЛО. В результате этого возможности таких ТАКР по загоризонтному обнаружению целей были искусственно ограничены вертолётами ДРЛО, которые обладают малым радиусом действия.
Китайский авианосец напугал Южную Корею
Несмотря на весь скептицизм, который высказывает ряд западных военных по поводу настоящих боевых возможностей «Ляонина», в соседней Южной Корее появление у Китая своего первого авианосца восприняли с большим беспокойством. Представители Сеула в один голос утверждают о том, что авианосец КНР не только поменяет баланс сил в данном регионе планеты, но и в итоге может стать угрозой национальным интересам Южной Кореи, которая в настоящее время не обладает достаточным количеством адекватных сил сдерживания на море.
Любая страна, которая занимается разработкой планов по развитию своих вооруженных сил, должна учитывать все возможные угрозы со стороны стран-соседей. Оснащенный боевыми самолетами авианосец обладает существенно большим радиусом действия, а потому ситуация, при которой Южная Корея вынуждена считаться с фактом наличия такого мощного корабля, представляется вполне нормальной. Еще большее опасение Южная Корея испытывает от того, что уже в ближайшем будущем у КНР появятся и другие авианосцы. В частности Минобороны Южной Кореи, которое ссылается на данные США, утверждает, что второй авианосец у Поднебесной может появиться уже в 2014 году, а к 2020 году их общая численность составит от 4 до 6 единиц. По словам сотрудника НИИ оборонных исследований Южной Кореи Пак Сын Чжу, авианосцы могут стать тем фактором, который позволит гарантировать КНР безусловное доминирование на море в морском регионе Восточной Азии. Авианосные соединения Китая будут представлять угрозу Тайваню, Южное Корее, Японии, Вьетнаму, да и России в том числе.
В связи с этим Сеул уже сейчас все громче заявляет о необходимости наращивания собственных военно-морских сил, для того чтобы иметь возможность реагирования на рост мощи Китая, а также Японии на море. В то время как военно-морские силы Южной Кореи были нацелены лишь на сдерживание своего неспокойного северного соседа. В настоящее время Южная Корея просто не обладает возможностями по сдерживанию китайского авианосца. Единственный выход они видят в созданий собственной мобильной боевой эскадры. Создание такого подразделения заложено в планы развития ВМС Южной Кореи. В состав такой эскадры должно войти несколько новейших эсминцев, оснащенных боевыми информационно-управляющими системами (БИУС) «Иджис», корабли охранения, поддержки, десантные и транспортные корабли, а также подводные лодки.
В настоящее время южнокорейские ВМС в состоянии обеспечить лишь безопасность своих прибрежных вод без проецирования своего влияния на более дальние дистанции, признают это в Минобороны страны. В настоящее время на вооружении Южной Кореи находится около 140 боевых кораблей, 12 подводных лодок, 20 кораблей поддержки и до 50 морских вертолетов и самолетов. Из этого состава только 9 кораблей могут самостоятельно использоваться на дальних морских коммуникациях – это эсминцы класса KDX-III (водоизмещением 7600 тонн с БИУС «Иджис), KDX-II (4500 тонн) и KDX-I (3200 тонн). Все остальные боевые корабли – это небольшие по размерам суда, которые могут использоваться лишь в интересах обеспечения охраны побережья страны. Ситуация с подлодками у страны еще более плачевна, как полагают в Сеуле. Южная Корея обладает 3 подводными лодками класса 214 (1800 тонн) и 9 подводными лодками класса 209 (водоизмещение 1200 тонн), которые не могут совершать дальние походы и длительное время оставаться под водой. Более серьезные субмарины водоизмещением до 3 000 тон появятся у Сеула лишь к 2020 году.
В свою очередь Китай защищает свою программу по развитию авианосного флота, отвечая на все нападки. По словам Пекина, КНР сегодня является единственной страной постоянным членом Совета Безопасности ООН, которая не обладает подобного рода вооружением, но имеет при этом значительные морские активы и обширное морское побережье, которые нуждаются в защите. КНР также заявляет о том, что ее авианосцы будут использоваться и в проведении международных гуманитарных программах, несмотря на то, что взлетная полоса авианосца не лучшее место для перевозки грузов. Являясь второй из крупнейших экономик мира, Китай полагает, что отстает от таких стран, как Бразилия и Таиланд, а также своего главного регионального конкурента – Индии, которая недавно приобрела авианосец за границей.
Источники информации:
-http://ttolk.ru/?p=13362
-http://vpk.name/news/76030_kitaiskii_avianosec_napugal_koreyu.html
-http://vpk.name/news/73546_eksvaryag_mozhet_byit_pereimenovan_v_lyaonin.html