Два-три года назад ВВС США, столкнувшись с серьезной
нехваткой операторов беспилотных летательных аппаратов, стали привлекать
к работе пилотов, включая летчиков истребительной авиации. Но поле
действия беспилотников стремительно расширяется. Сегодня ВВС по-прежнему
не хватает порядка 300 операторов, но в целом ситуация кардинально
изменилась к лучшему. Каким же образом и за счет чего удалось повысить
престиж этой относительно новой в военном деле профессии?
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) остаются одним из основных
средств ведения разведки для Пентагона. Новой целью этих «наблюдателей»
стали острова Сенкаку – предмет давнего спора между Китаем и Японией.
Претензии на острова также выдвигает Тайвань.
Тесные военно-политические и военно-технические связи Вашингтона с
его давними союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющими
территориальные споры с Пекином, вызывают законное беспокойство
китайского военно-политическое руководства. Недавно Соединенные Штаты
приняли решение включить острова Сенкаку в список районов, за которыми
будет осуществляться постоянное наблюдение с помощью стратегических БЛА
типа RQ-4 «Глобал Хок».
Кроме того, беспилотники возьмут под пристальный контроль акваторию
вокруг острова Окинава. Японские военные эксперты и политологи поспешили
заявить, что данное решение – подтверждение Вашингтоном союзнических
обязательств по отношению к Токио и понятный сигнал Пекину.
Когда пилотов не хватает
Главная проблема командования ВС США на фоне стремительно
расширяющегося поля действия беспилотников – острая нехватка
квалифицированных операторов как самого аппарата, так и целевой
аппаратуры. При наличии высокого спроса на БЛА и работающих с ними
операторов фактически отсутствует развитая система подготовки
специалистов. Не отлажено производство соответствующих тренажеров и
другого оборудования.
По результатам анализа применения беспилотников в операции
«Союзническая сила», осуществлявшейся в 1999 году на территории бывшей
Югославии, командование ВС США и ОВС НАТО пришло к выводу о
необходимости срочной разработки методик и программ подготовки
специалистов. Но и после этого операторы БЛА продолжали готовиться в
компании – поставщике беспилотных аппаратов. Данная услуга включалась в
комплексный контракт, а подготовка проводилась обычно на территории
учебного центра и полигона компании-разработчика. Часть будущих
операторов осваивали премудрости вождения на строевых машинах в процессе
их использования.
Все это оказалось неприемлемо для эксплуатантов. Во-первых,
требовались немалые дополнительные затраты – на стоимость обучения,
проезд группы специалистов в учебный центр компании, организацию их
проживания, командировочные и т. п. Во-вторых, сами запросы заказчика
ограничивались объемами имеющейся инфраструктуры учебного центра
компании-разработчика. Переключение принятых на вооружение или в
эксплуатацию беспилотников с выполнения боевых задач на учебные также
нельзя было считать рациональным: не просто расходуются ресурсы БЛА, но и
требуется содержание отдельного штата специалистов-инструкторов. Не
выход из положения и вариант снятия с работы наиболее опытных операторов
с тем, чтобы привлечь в качестве внештатных преподавателей.
Ряд эксплуатантов БЛА, включая Пентагон, предпочел вначале отказаться
от разработки и практической реализации серьезных программ учебной
подготовки и повышения квалификации операторов и технических
специалистов, обслуживающих беспилотники. Приоритетной задачей считалось
скорейшее заступление приобретенных БЛА на боевое дежурство – для
отработки затраченных на них средств. В итоге среди всех аварий и
катастроф, произошедших в ВС США с беспилотниками типов «Шэдоу» и
«Предейтор», на долю неправильных действий операторов БЛА пришлось
соответственно около 20 и почти 70 процентов эпизодов.
Понадобилось несколько лет, прежде чем американские военные осознали
необходимость более тщательной подготовки операторов БЛА, в том числе с
использованием тренажеров различных типов. О создании в рамках ВВС США
специализированного центра для подготовки боевых расчетов стратегических
БЛА «Глобал Хок» речь зашла лишь в 2004 году. Причем операторы полезной
нагрузки еще долгое время отрабатывали свои навыки преимущественно в
ходе практических полетов.
Другие высоты
Благодаря огромным финансовым ресурсам и богатому опыту эксплуатации
БЛА различных типов, накопленному Минобороны США, перевод процесса
подготовки операторов беспилотников на новый организационный и
технологический уровень пошел стремительными темпами. В опубликованной в
мае этого года в журнале Unmannedvehicles статье «Сначала лети, а затем
учись» подчеркивается, что Пентагон принял решение наполовину сократить
в следующем году количество закупаемых БЛА, а высвободившиеся средства
направить на закупку различных тренажеров.
В апреле 2011-го компания L-3 LinkSimulation & Training и
Университет штата Северная Дакота подписали соглашение о создании
совместного учебно-тренировочного центра для подготовки операторов
различных БЛА. Центр решили разместить на военно-воздушной базе ВВС США в
Гранд-Форксе. Основные преподаваемые здесь теоретические и практические
курсы направлены на обучение специалистов для обслуживания беспилотных
авиационных систем (БАС) на базе БЛА MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер».
Центр будет иметь статус гражданского учреждения – первого на территории
США, позволяющего готовить специалистов для БЛА типов MQ-1 и MQ-9. Для
подготовки военных операторов на тренажерах центра установят специальную
программу обучения операторов наведения БЛА.
Компания L-3 Link Simulation & Training является разработчиком и
производителем одного из наиболее востребованных сегодня в ВС США
комплексных тренажеров. Такие тренажеры предусматривают подготовку
операторов-пилотов и операторов целевой нагрузки какой-то одной БАС или
одного типа БЛА. Речь идет о тренажере для тренировки операторов БЛА
«Предейтор» (Predator Mission Aircrew Training System), в состав
которого входят оборудование реального наземного пункта управления БЛА
производства компании General Atomics и соответствующая аппаратная и
программная часть разработки компании L-3 Link Simulation &
Training, включая уникальную систему визуализации, позволяющую с высокой
точностью имитировать географические и климатические особенности
основных районов мира. База данных участков местности постоянно
пополняется.
В основу системы визуализации данного тренажера положена разработка
компании, названная Physics Based Environment Generator HD – один из
продуктов в линейке HD World. Новшество позволяет с высокой точностью и
детализацией генерировать различную подстилающую поверхность, включая
городскую застройку, объекты на ней и даже имитировать разнообразные,
характерные для конкретного участка местности погодные условия.
Поставка первого такого тренажера ВВС США состоялась в 2005 году,
после чего разработчик внес в аппаратную и программную части тренажера
изменения, позволившие готовить на нем еще и операторов БЛА «Рипер». На
сегодня компания поставила ВВС США уже 26 таких тренажеров.
Война роботов
В процесс массовой подготовки операторов беспилотников активно
включилась и Академия ВВС США в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо.
Американские эксперты и пишущие на авиационную тему журналисты отмечают:
в последнее время среди слушателей академии наблюдается интересная
тенденция – все больше поступивших в это военно-учебное заведение
американцев выражают активное стремление учиться не на
летчика-истребителя, на протяжении многих десятилетий являвшегося элитой
ВВС США и считавшегося голубой мечтой американских мальчишек, а на…
оператора «воздушного робота».
«Пренебрежительно рассматривавшиеся вначале как некие
«пилоты-любители» второго сорта, летчики, дистанционно управляющие
американским арсеналом «смертельных дронов», сегодня приобретают статус
полноправных членов сообщества ВВС… и начинают рассматривать беспилотные
летательные аппараты в качестве карьерной лестницы для себя», – пишет, в
частности, корреспондент «Ассошиэйтед Пресс» Лолита Болдор. Автор
подчеркивает, что будущие офицеры ВВС все чаще рассматривают
беспилотники не как вспомогательное средство для ведения разведки и
нанесения отдельных точных контртеррористических ударов, а как основной
класс летательных аппаратов национальных военно-воздушных сил в войнах
не очень далекого будущего.
Командованием ВВС США разработаны и введены в действие различные
организационно-штатные мероприятия и поощрительные программы, которые
должны способствовать повышению престижа профессии оператора БЛА и
оператора целевой нагрузки БЛА.
Безопасная интеграция
Под влиянием беспилотной лихорадки, поразившей военно-политическое
руководство Соединенных Штатов, соответствующий сдвиг в сознании
происходит и на более низком уровне. За свой «кусок пирога» в
национальной программе развития беспилотной авиации битву начали
американские штаты, города, организации и компании. В частности, до
конца 2012 года Федеральная авиационная администрация США должна выбрать
в стране шесть мест, где предполагается создать современные полигоны
для испытаний беспилотников различных классов и типов военного,
полицейского и коммерческого назначения.
На этих полигонах будет проводиться оценка возможности организации в
ближнесрочной перспективе широкого, практически без каких-либо
специальных ограничений использования воздушных роботов в интересах
гражданских эксплуатантов и частных лиц. В феврале 2012-го президент
Обама, напомним, подписал закон, по которому Федеральная авиационная
администрация к 2015 году должна обеспечить безопасную интеграцию
беспилотной авиации в национальное воздушное пространство. Документация
должна быть разработана к августу 2014-го.
Государственного финансирования на создание данных полигонов не
предусмотрено – все ляжет на плечи самих штатов. Но интерес к данной
теме в Америке очень высок – на «полигонный» конкурс заявки подали 26
штатов. Еще бы – это может принести миллионы долларов прибыли в казну
штата и существенно поднять уровень его технологического развития.
Впрочем, самое главное последствие проекта в том, что после ввода в
эксплуатацию указанных полигонов будет устранена одна из основных
проблем в сфере подготовки и тренировки операторов БЛА и их целевой
нагрузки – нехватка разрешенного для этих целей национального воздушного
пространства и сложности в вопросе создания соответствующей мишенной
обстановки для отработки требующихся навыков, что особенно важно для
силовых ведомств.