10.08.2012 в 11:27
Фоторепортаж: первый беспилотник обошелся Беларуси в $500 тыс., продавать планируют за $250—500 тыс.
Первый беспилотный летательный аппарат (БПЛА)
белорусских разработчиков был продемонстрирован вчера журналистам
Минским авиаремонтным заводом. Onliner.by побывал на его презентации и
узнал, во сколько Беларуси обошлась его разработка, а также кому и за
сколько его будут продавать.
Разработка белорусского БПЛА началась еще в 2008-м, а полностью
готовый беспилотный авиационный комплекс, включающий в себя сам
беспилотник «СТЕРХ-БМ», пункт управления и пункт технического
обслуживания, был готов в 2012-м.
По внешнему виду беспилотник напоминает модели самолетов на
радиоуправлении. Только размеры его несколько больше: длина 3 метра и
размах крыльев 3,8 метра.
Отечественный БПЛА предполагается использовать для буксировки
авиационных мишеней, а также для разведки и мониторинга заданных
участков местности.
Сам беспилотник является составной частью беспилотного авиационного
комплекса с системой управления и контроля, которая монтируется шасси
МАЗа или ЗИЛа. Модели этих комплексов представлены ниже.
А вот так выглядит пульт управления беспилотным авиационным комплексом изнутри.
На данный момент сборка беспилотников ведется в лаборатории Минского
авиаремонтного завода. Их серийное производство планируют начать в 2013
году.
Кроме опытного образца, который проходит летные заводские испытания, в
лаборатории также ждет своего часа практически собранный по заказу
Министерства обороны Беларуси беспилотник-постановщик радиопомех. В
отличие от своего предшественника, он имеет несколько другую компоновку:
двигатель располагается в кормовой части, а радиооборудование — в
носовой, законцовки крыла загнуты вниз.
Сама лаборатория совсем не похожа на место, где идет разработка и
сборка высокотехнологичных аппаратов, каким его обычно представляют в
художественных фильмах. Она, скорее, напоминает один из цехов завода,
только работники там в основном в белых халатах.
Все нововведения и улучшения конструкции БПЛА, а также его двигателя производятся сначала на лабораторных стендах и моделях.
Главной особенностью белорусского беспилотника является его полная
автоматизация, включая взлет и посадку. Оператору достаточно задать
маршрут и нажать одну кнопку — все остальное комплекс сделает сам. В
случае же аварийной посадки беспилотник использует парашютную систему.
Операционная система, на которой построена система управления
«СТЕРХ-БМ», — Linux. Для навигации используются карты местности Google
Maps (демонстрационная версия). Для использования коммерческой версии
предлагается купить лицензионную версию. Беспилотник для навигации
использует данные системы GPS, однако разработчики заявляют о готовности
перенастроить его на систему ГЛОНАСС либо наземную модульную систему
навигации, которая будет имитировать сигналы GPS.
Технические характеристики БПЛА «СТЕРХ-БМ».
Приблизительная стоимость разработки всего комплекса, по словам
генерального директора Минского авиаремонтного завода Евгения
Вайцеховича, составила $500 тыс. Ориентировочная цена беспилотника в
базовой комплектации составит $250 тыс. Однако начинка БПЛА может
дополняться по требованию заказчика совершенно разной аппаратурой, и
тогда стоимость одного белорусского беспилотника может достигать $500
тыс.
Также нужно учитывать, что продается не отдельный экземпляр БПЛА, а
целый беспилотный комплекс с системой транспортировки, управления и
технического обслуживания на базе автомобилей МАЗ или ЗИЛ. А это
дополнительные затраты. Таким образом, цена всего комплекса может
достигать $1,5—2 млн. Иностранных комплектующих в беспилотнике, по
словам главного инженера Минского авиаремонтного завода Олега Манченко,
не более 10%.
Разработчики аппарата считают, что найдут достаточное количество
заказчиков как в Беларуси, так и за рубежом. Уже ведутся переговоры с
Россией, Венесуэлой и Кубой, большие надежды возлагаются на страны
африканского континента.
Источник:
|