Страсти с "броней": зачем украинской армии новый БТР
28.07.2012 09:36
Автор: Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, Хвиля
На прошедшей неделе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин
подписал приказ, согласно с которым на вооружение Вооруженных сил
Украины принят новый современный отечественный бронетранспортер БТР-4Е,
разработанный государственным предприятием «Харьковское
конструкторское бюро машиностроения имени Морозова» в кооперации с
украинскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса, и
производимый харьковским ГП «Завод им. Малышева».
«Вооруженные Силы Украины получили новый современный образец
вооружения, который по своим техническим характеристикам не уступает
зарубежным аналогам, а по огневыми возможностями даже превышает их», -
говорилось в сообщении Департамента прессы и связей со СМИ Минобороны
Украины. В военном ведомстве убеждены, что создание и освоение серийного
производства данного бронетранспортера позволит Украине занять
лидирующие позиции на мировом рынке легкобронированных боевых колесных
машин.
«Созданию образца БТР-4Е предшествовала длительная и кропотливая
работа отечественных конструкторов и профильных специалистов
Министерства обороны, - рассказал директор Департамента разработок и
закупки вооружения и военной техники Министерства обороны Украины Андрей
Артюшенко. - За пять лет был создан принципиально новый образец
вооружения, не присущий традиционной школе отечественного танкостроения.
Это - базовая платформа для дальнейшего создания линии различных
модификаций данной военной техники». Он также отметил, что БТР
стопроцентно изготовлен и оснащен украинскими комплектующими и образцами
оружия, такими как 30-миллиметровая автоматическая пушка ЗТМ-1
производства Каменец-Подольского Завода точной механики, противотанковым
ракетным комплексом производства Киевского конструкторского бюро
«Луч», гранатометом КБА-117 производства КБ «Артиллерийское вооружение»
и пулеметом производства Киевского завода «Маяк».
В свою очередь, комментируя принятие этой машины на вооружение,
министр обороны Украины Дмитрий Саламатин отметил, что «получение такого
современного вида военной техники подтверждает возможности Украины как
производителя высокотехнологичной наукоемкой продукции и дает
возможность активизировать работу предприятий оборонно-промышленного
комплекса Украины, а также создать дополнительные рабочие места». По его
словам, производство БТР-4Е и его модификаций позволит Украине
избавиться от зависимости от закупки за рубежом такого типа вооружений и
стать мощным экспортером бронированной техники на внешних рынках, что
будет способствовать дополнительным поступлениям средств в
государственный бюджет.
...Безусловно, сам факт принятия на вооружение украинской армии
нового бронетранспортера отечественного производства можно только
приветствовать. На начало 2012 года, согласно официальным данным, в
составе Сухопутных войск находилось 2 155 боевых бронированных машин, и
еще 177 в составе войск береговой обороны ВМС ВС Украины. Из этих машин
около половины - именно колесные БТР, предшественники нынешнего
БТР-4Е. А именно, это бронетранспортеры советской разработки БТР-60ПБ
(армейские начальники часто отрицают наличие на сегодня в боевом
составе ВС Украины этой машины, которую в СССР начали производить в
1966 г на основе базовой разработки 50-х гг прошлого века, однако
официально она и на данный момент пребывает на вооружении), а также
более позднее, но все равно устаревшие на сегодня БТР-70 и БТР-80. Все
они требуют замены.
Говоря об устаревании этих машин, мы имеем в виду не только и не
столько исчерпывание технического ресурса этих машин, как моральное
устаревание. В частности, основные испытания на этот тип бронетехники в
составе ВС Украины легли в ходе различных миротворческих операций, в
которых принимали и принимают участие украинские военные. Учитывая, что
Украина вроде как не готовится к полномасштабной «традиционной» войне с
противостоянием вооруженных сил держав, участие именно в локальных
конфликтах и миротворческих, стабилизационных операциях полицейского
типа представляются наиболее актуальными для нашей армии (как и для
большинства армий мира сегодня). Так вот, как показывает опыт, сама наша
нынешняя бронетехника - далеко не самый удачный вариант для проведения
подобных операций.
Прежде всего потому, что те же советские бронетранспортеры БТР-80, и
тем более ранее производившиеся БТР-70, создавались для выполнения
совершенно других задач. Например, единственное достоинство
бронетранспортера БТР-80 для условий жаркого климата в странах, где
приходилось действовать украинским военным, - это V-образный
восьмицилиндровый дизельный двигатель КамАЗ-7403 с жидкостным
охлаждением и турбокомпрессорным наддувом, который ведет себя при
высокой температуре куда лучше, нежели карбюраторные «движки». Однако
«вотчина» этих БТР - это поле, «оперативный простор», где они должны
были действовать в составе масс войск, что в современных конфликтах
бывает очень нечасто. Для патрулирования же и ведения боевых действий в
населенных пунктах он пригоден лишь отчасти. Серьезные габариты и
абсолютно недостаточный обзор из кабины, а также отсутствие серьезной
современной противоминной днищевой защиты делают его довольно
сомнительным «миротворцем».
Принятый сейчас на вооружение БТР-4Е, согласно данным разработчиков,
используется для оснащения подразделений, способных вести боевые
действия в различных условиях, в том числе в условиях применения
противником оружия массового поражения. Он также может быть базовой
машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской
пехоты. Этот БТР может выполнять поставленные задачи как днем, так и
ночью, в различных климатических условиях (в диапазоне рабочих
температур окружающего воздуха от -40 до +55°С), на дорогах с различным
покрытием и в условиях полного бездорожья. Мощность двухтактного дизеля
3ТД новой машины - 500 л.с. (возможен вариант в 600 «лошадей»), что
почти в два раза больше, чем у БТР-80 (260 л.с.). Правда, у БТР-4Е
несколько больше масса, но удельная мощность (28,6 л.с. на тонну) все
равно значительно превышает показатель советского образца (19,1 л.с./т).
Скорость у новой машины выше (110 км\ч против 80 км\ч), как и запас
хода (не менее 690 км против 500 км).
Внешне БТР-4Е не особо отличается от того же БТР-80 (единственное,
что бросается в глаза - несравненно лучший обзор из кабины, что, как мы
отмечали, очень актуально для применения в миротворческих и
стабилизационных операциях). Однако компоновка здесь принципиально иная.
В частности, БТР-4 имеет три отделения - управления (переднее),
моторно-трансмиссионное (среднее, тогда как у БТР-70 и БТР-80 оно
находится позади машины) и боевое и десантное отделения (заднее).
Конструкторы указывают, что подобная компоновка позволяет быстро
трансформировать боевое и десантное отделения без изменения
компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания
широкого семейства машин. А высокая грузоподъемность шасси
бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений, но и
устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических
малокалиберных пушек.
В итоге БТР-4 служит базой для целого семейства различных
бронированных машин различного назначения. В частности, на его базе
могут быть созданы командирская машина БТР-4К, боевая разведывательная
машина БРМ-4К, ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), машина огневой
поддержки МОП-4К, командно-штабная машина БТР-4КШ, бронированная
санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К и др.
Принципиальное отличие по вооружению состоит в том, что в новой
машине оно значительно усилено за счет установки 30-мм автоматической
пушки, противотанкового ракетного комплекса и автоматического
гранатомета. А также в том, что на БТР-4Е вооружение размещается не в
башне, где располагается оператор-наводчик, а в необитаемом оружейном
модуле, что уменьшает риск поражения для ведущего огонь члена экипажа.
Однако относительно вооружения БТР-4 нельзя не отметить некоторые
нюансы. В частности, автоматическую пушку калибра 30 миллиметров ЗТМ-1
Министерство обороны Украины приняло на вооружение совсем недавно, 29
марта 2012 г. Также сообщалось, что ЗТМ-1 будет в составе боевого
модуля, который можно будет установить на бронетранспортеры БТР-70,
БТР-80, МТ-ЛБ, БТР-3, БТР-4 и боевую машину пехоты БМПВ-64. При этом
почему-то и в официальном релизе Минобороны, и затем и в СМИ
утверждалось и утверждается, что ЗТМ-1 - «новая украинская»
автоматическая пушка.
Но стоит внимательнее присмотреться к тактико-техническим
характеристикам якобы нового вооружения. Калибр - 30х165 мм, начальная
скорость снаряда - 960 м/с (ОФЗ и ОТ), 970 м/с (БТ), 1120 м/с (БП), темп
стрельбы - порядка 300 выстр/мин, напряжение питания электроспуска и
контактора от источника постоянного тока - 27 В, питание двухленточное и
т.д. Предназначена для подавления или поражения танкоопасной живой
силы на дальностях до 1500 м, поражения слабобронированных целей на
дальностях до 2000 м, а также для борьбы с вертолетами на дальностях до
4000 м. Все это до безумия что-то напоминает. Так и есть, ТТХ в
точности совпадают со старой доброй автоматической пушкой 2А72советской
разработки. Сконструирована она была в свое время в тульском КБ
(сейчас ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» - КБП) и
производится на Тульском машиностроительном заводе (Туламашзавод) в
России.
Что интересно, поиски подноготной этого орудия в информационной базе
украинского ОПК дают информацию: украинские производители, собственно, и
не скрывают, что речь идет о копировании. Например, в релизах для
потенциальных покупателей в графе «вооружение» они честно указывают: «30
мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (аналог 2А72)». При этом «аналоговая»
эпопея началась вовсе не сегодня. Еще в 2005 году также решением
министра обороны Украины танковые пулеметы НСВТ и ПКТ стали заменяться
аналогичными украинскими - КТ-12,7 и КТ-7,62. На заре такого копирования
автору этих строк представители производителя объясняли ситуацию
следующим образом. Сегодня производитель оружия - прежде всего бизнесмен
и, как в любом бизнесе, вынужден ориентироваться на вкусы
потенциальных клиентов. «С нашим конструкторским потенциалом мы вполне
могли бы производить оружие собственной разработки. Но рынок хорошо
знает еще советское оружие, и если потребителям нужны именно эти
пулеметы, то производим их» - сказал один из представителей
предприятия.
Как бы там ни было, новая машина есть, и по тактико-техническим
характеристикам она значительно превышает имеющиеся образцы, и к тому же
- что особенно важно - более отвечает современным требованиям. В то же
время, не стоит забывать и такой факт: первую партию в 10 новых БТР-4
(нынешний БТР-4Е - его усовершенствованный вариант) МО Украины
заказывало... еще в 2009 году. Но так и не нашло средств на
финансирование этого контракта. И то, что с сегодняшним принятием БТР-4Е
на вооружение армия найдет деньги на закупку этих машин, также не
факт.
Резонный вопрос: зачем же тогда принимать новую машину на вооружение?
Ответ очевиден: бронетранспортеры БТР-4 сейчас идут по контракту в
Ирак (420 машин на общую сумму 457,5 миллиона долларов), также
совместным их производством заинтересовался Казахстан - как известно,
весной этого года между украинским ГК «Укроборонпром» и казахстанским
АО «НК «Казахстан Инжиниринг» было подписано соответствующее
соглашение. То есть интерес к этим машинам за рубежом есть, и в
подобных случаях отсутствие на вооружении армии самой
страны-производителя новой предлагаемой на рынке техники вызывает у
потенциальных клиентов недоумение. Потому принятие БТР-4Е на вооружение
ВС Украины просто необходимо в первую очередь исходя из соображений
маркетинга. Ну а если держава не решит базовый вопрос с нормальным
финансированием собственных Вооруженных сил, то не исключено, что сами
украинские военные эту боевую машину либо вообще в ближайшей
перспективе не увидят, либо получат в очень незначительном количестве.
Источник:
|