Процесс масштабного переоснащения армии и флота России
на глазах набирает обороты. Вопреки всем организационным трудностям и
задержкам идет широкая контрактация в целях реализации Государственной
программы вооружения-2020. Позитивные подвижки наблюдаются даже в самых
запущенных и депрессивных секторах. Так, сдвинулся с мертвой точки давно
буксовавший процесс обеспечения соединений и частей беспилотными
средствами.
Пару лет назад главкомат Сухопутных войск провел сравнительные
испытания БЛА мини-класса ближнего радиуса действия. Несколько
отобранных тогда аппаратов в настоящее время проходят цикл госиспытаний.
В прошлом году стартовали две масштабные национальные программы
создания средневысотных беспилотных систем большой продолжительности
полета. Одной из оставшихся «незакрытыми» ниш пока еще остается класс
тактических БЛА.
Нужны и востребованы
Беспилотники тактического класса ныне получили широкое
распространение в мире. Привлекательное сочетание технических
возможностей и относительно невысокой стоимости сделало их весьма
востребованными вооруженными силами различных стран.
В ходе военных кампаний последних лет тактические БЛА обеспечивали
разведку и наблюдение, применялись для воздушного патрулирования дорог,
обнаружения заложенных мин и групп боевиков. Кроме того, аппараты
постоянно барражировали над районами проведения операций в городах,
чтобы выявить месторасположение противника. С помощью этих систем
командиры бригад и батальонов коалиционных сил в Ираке и Афганистане
имели возможность оперативно получать данные об обстановке в
интересующем районе.
В принципе БЛА тактического класса зачастую выполняют задачи, которые
могут успешно решаться пилотируемыми вертолетами. Однако эти машины
гораздо заметнее в радиолокационном, акустическом и оптическом полях.
Беспилотные аппараты, кроме того, намного дешевле да и оператор в
отличие от пилота вертолета не рискует погибнуть или получить ранение.
Благодаря описанным преимуществам беспилотники стали одним из ключевых
средств воздушной разведки.
Мировые лидеры
В тактическом классе систем БЛА в мире реализовано и реализуется
немало проектов. География достаточно широка – работы в данной области
ведутся в Европе, Азии, Америке. Лидерами в этой сфере, как и в
большинстве других классов БЛА, являются США и Израиль. Один из наиболее
ярких примеров современного тактического беспилотника – система Shadow.
Созданная американской корпорацией AAI corporation, она стала самой
распространенной беспилотной системой подобного класса в мире. В 2003
году, спустя всего год после принятия на вооружение армии США, БЛА
Shadow были направлены в Ирак. В 2010-м появились сообщения, что общий
налет этих беспилотников перевалил за полмиллиона часов. Более 90
процентов от общего времени дроны использовались в реальных боевых
условиях в Ираке и Афганистане. В течение длительного периода БЛА Shadow
применялись ежедневно в круглосуточном режиме, при этом в среднем в
воздухе одновременно находилось от семи до восьми аппаратов.
Российские аналоги
В нашей стране в советские годы был накоплен неплохой задел по
беспилотной тематике, в том числе в тактическом классе. К сожалению,
экономические проблемы переломного периода 90-х привели к остановке
работ. В результате первоначальный темп был утерян, имевшиеся разработки
устарели, возникло значительное отставание в данном направлении от ряда
зарубежных стран.
«Типчак»
Фото автора
В свое время для преодоления создавшейся ситуации Министерство
обороны России приняло решение сконцентрировать все работы по
беспилотникам в концерне «Вега», куда вошли предприятия радиоэлектронной
промышленности, ранее активно занимавшиеся созданием систем БЛА. Как
хорошо известно, решение это в конечном счете оказалось ошибочным:
концерн, освоив пять миллиардов рублей, так и не сумел представить ни
одного удовлетворяющего военных комплекса.
В классе тактических БЛА входящим в состав «Веги» НИИ «Кулон» была
проведена модернизация комплекса «Строй-П». Сама по себе идея вдохнуть
вторую жизнь в этот советский беспилотник была, по-видимому, изначально
неверной. Комплекс создавался в иную эпоху под совершенно иные
требования, и его модернизированная версия унаследовала большинство
проблем от первоначального варианта. По прошествии более 15 лет уже
никакая модернизация по определению не могла приблизить его к
современным зарубежным аналогам. Многие недостатки БЛА высветило его не
слишком удачное применение в чеченскую кампанию. По имеющимся данным,
несколько аппаратов были потеряны из-за ошибок операторов, несколько –
из-за особенностей применения в горных условиях, для которых они не были
предназначены. Военные указывали и на другие проблемы, в числе которых,
в частности, шумность беспилотника. Взлет осуществляется при помощи
пороховых ускорителей, что демаскирует место старта. Да и сам полет
нельзя считать скрытным ввиду использования шумного двухтактного
двигателя.
Претензии по шумности предъявлялись российскими военными и к другому
произведению «Веги» – беспилотнику тактического класса «Типчак». Этот
комплекс создан в рыбинском конструкторском бюро «Луч», также входящем в
состав концерна «Вега». По словам экс-замминистра обороны России
Владимира Поповкина, комплекс применялся в ходе операции в Южной Осетии в
2008 году и показал себя далеко не с лучшей стороны. Кроме шумности
отмечалось также низкое качество разведданных, что было обусловлено
использованием строчной телевизионной камеры, не позволяющей обеспечить
соответствующую современным требованиям «картинку».
Кто виноват и что делать?
Фундаментальный вопрос, который возникает при рассмотрении ситуации с
БЛА в России: как страна, успешно создающая современную боевую
авиационную технику и вооружение, оказалась в числе отстающих в области
беспилотных аппаратов?
«Пчела»
Фото автора
Если говорить о последних пяти-семи годах, когда государство стало
закачивать в создание беспилотников серьезные средства, основной
причиной отставания стал неверный выбор главного разработчика. Прежнее
руководство Минобороны, принимая решение назначить «Вегу» головным
предприятием по комплексам с БЛА, вероятно, находилось под впечатлением
от былых заслуг компаний, входящих в его состав. Однако предприятия,
некогда бывшие гордостью советского радиопрома, и предприятия, входящие в
состав «Веги» сейчас, – это, как говорится, две большие разницы. И
сегодня по итогам нескольких лет работы по беспилотной тематике концерн
создал себе у военного заказчика самую дурную репутацию, которая только
возможна.
Думается, причина неудач «Веги» имеет системный характер. Концерн,
как и многие другие подобного рода объединения, был образован во многом
искусственно. Государство приняло решение объединить некоторые активы
радиостроительной отрасли, чтобы исключить конкуренцию и в итоге
распыление госсредств. Идея на первый взгляд казалась вполне разумной.
Однако де-факто получилось объединение достаточно проблемных с
финансовой и управленческой точки зрения компаний.
Владимир Поповкин не раз пенял руководству «Веги» на потраченные без
какого-либо зримого результата пять миллиардов рублей. Однако думается,
что и вдвое и втрое большие суммы были бы не в состоянии исправить
ситуацию. Обстановка такова, что «Вега» или другая структура, похожая на
нее, в существующих условиях даже при всем искреннем горячем желании ее
руководства просто не в состоянии предложить заказчику современные
системы высокого технического уровня.
Ответ на вопрос, какие условия будут достаточны для достижения успеха
в сегменте разработки тактических БЛА, требует отдельного рассмотрения,
если исходить из оптимистического предположения, что он существует в
принципе.
Однако очевидно, что в значительной мере этот ответ зависит от того,
какую дальнейшую стратегию действий изберет российское Минобороны. Можно
продолжать делать ставку на «Вегу», и тогда лет этак через десять при
хорошем финансировании концерн, возможно, выдаст какой-то неплохой
проект. Другой вариант – сделать выбор в пользу других, более
эффективных предприятий, благо, никакой монополии в этой области нет.