Украина-Россия: перерастание сырной войны в ракетно-космическую
19.06.2012 10:14
Автор: Александр Карпец, для "Хвилі"
Газовые войны между Украиной и Россией стали явлением обыденным и никого
не удивляют. Сырная война тоже приелась и неинтересна. Стремясь сделать
"меню" более разнообразным, Кремль затевает ещё и войну
ракетно-космическую. Нет, перебрасываться ракетами через
недемаркированную и неделимитированную до сих пор украино-российскую
границу никто не будет, по крайней мере, пока что. К тому же, в ответ на
гипотетические ракетные залпы, Украине отстреливаться нечем, ибо всё
разворовали, продали и пропили. Вопрос намного прозаичнее и лежит в
шкурно-экономической плоскости: Москва больше не хочет делиться с
Украиной деньгами от коммерческих космических пусков. Хотя возможны и
геополитические причины…
Впрочем, высшее руководство России пока
помалкивает. О возможном сворачивании российско-украинской космической
программы "Днепр", в которой участвует также Казахстан, недавно сообщило
российское информагентство "Интерфакс” со ссылкой на неназванный
источник: министерство обороны России якобы подготовило заключение,
согласно которому реализация программы становится экономически
невыгодной и опасной для экологии. Если "слив" информации является
правдой, то это будет иметь серьёзные последствия.
Изучаем матчасть
"Днепр" -- это коммерческое название тяжёлых
межконтинентальных баллистических ракет РС-20, которые в советское время
производил днепропетровский завод "Южмаш". В классификации НАТО ракета
имеет название SS-18 Satan, т.е. "сатана". Этот смертоубийственный
агрегат имеет стартовую массу 211 т, длину 34 м, диаметр 3 м. Ракета способна вывести на орбиту высотой 300-900 км
космический аппарат или группу спутников массой до 3.7 т. Стоимость
запуска "Днепра” составляет около 31 млн. долл. Больше такие ракеты не
производятся. В ходе ракетно-ядерного разоружения Украина в 1990-х годах
полностью избавилась от стратегических и оперативно-тактических ракет, и
сейчас они остались на вооружении российских ракетных войск
стратегического назначения (РВСН).
Запуском ракет по
российско-украинско-казахстанской программе "Днепр" занимается
совместная российско-украинская компания "Космотранс". Начиная с 1999
года, состоялось 17 пусков ракет, в результате которых в космос были
выведены 62 аппарата, в том числе таких стран, как Италия, Германия,
Малайзия, Великобритания, Таиланд, Саудовская Аравия, Египет, США,
Япония, Франция, ОАЭ, Испания и Россия. Пуски производятся с космодрома
Байконур в Казахстане, а также с позиционного района Ясненской ракетной
дивизии российских РВСН в Оренбургской области.
Если верить упомянутому "сливу" информации, в
скором времени эту программу могут ликвидировать. По некоторым данным,
аппараты "Днепр” заменят ракетами российского производства "Союз-2-1В”,
"Ангара” и "Рокот”. Российские эксперты утверждают, что свертывание
программы не отразится на космической промышленности России.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского
Юрий Караш заявил в СМИ, что гражданские ракеты должны быть экологичными
и безопасными, а конверсионные SS-18 ("Днепр”) не соответствуют
современным требованиям, предъявляемым к гражданским ракетоносителям. Но
если пуски не производить, это может обойтись дороже и оказаться ещё
опаснее для экологии.
Собственно, официальных заявлений от высшего
руководства России может и не последовать. А зачем, если можно просто
волокитить тему на уровне клерков, как это 15-20 лет делается по
вопросам Ан-70, демаркации и делимитации границы, активов СССР и так
далее. К тому же, в России "добрый царь" часто на самом деле не знает,
что вытворяют сидящие на дорогостоящих оборонных программах "плохие
бояре", движимые шкурными интересами.
Утилизация космическим стартом
В 1991 году СССР и США заключили договор о
сокращении наступательных вооружений, который теперь выполняет Россия,
являющаяся правопреемницей Союза. Согласно договору ракеты SS-18 должны
быть уничтожены. К тому же, их срок годности оканчивается, продление
ресурса запрещено указанным договором, для ряда агрегатов это технически
невозможно. Кроме того, США и Россия сейчас активно избавляются от
ракетно-ядерных арсеналов времён холодной войны по причине их
бессмысленности, опасности и неоправданно высоких расходов на
содержание.
Но стратегическую ракету просто так на
мусорник не выбросишь. Кроме ценных материалов, она содержит крайне
токсичные вещества, прежде всего ракетное топливо. Поэтому снимаемые с
боевого дежурства ракеты необходимо утилизировать, что очень дорого и
опасно для экологии. Запуск в космос с коммерческими целями является
одним из самых выгодных способов утилизации ракет.
Хотя и здесь приходится нести затраты. Для
космического запуска используются ракеты, до этого более 20 лет стоявшие
на боевом дежурстве. После вывода из боевого состава РВСН они два-три
года хранятся в арсенале, где нет условий для соответствующих
регламентных работ. Чтобы после этого подготовить космический пуск,
нужно заменить большое количество комплектующих, провести значительный
объем проверок. Это все — дополнительные затраты.
Но при этом ракетно-космическая отрасль,
российская армия получает дополнительные средства для поддержания
обороноспособности, страны участницы имеют поступления от
высокотехнологического экспорта, развивается научно-технический
потенциал, тысячи квалифицированных специалистов имеют работу, крайне
токсичное ракетное топливо выгорает в ходе пуска и вывода на орбиту.
Украине эта программа выгодна, поскольку без наших специалистов и
комплектующих с "Южмаша" такие пуски невозможны.
Более того, россияне не могут
запустить днепропетровские ракеты без наших спецов и комплектующих! Они
даже не могут осуществлять многие виды регламентного технического
обслуживания тех ракет, которые ещё находятся на боевом дежурстве!
Поэтому наши специалисты не вылезают из командировок в Россию, а
"Южмаш" и КБ "Южное" с этого имеют кое-какой доход. Естественно, что эти
подробности, как минимум, особо не афишируются. Но на дворе уже давно
не советские времена, когда подобная информация была строго засекречена,
а потому «инфа» часто сливается в СМИ, прежде всего из
шкурно-коммерческих побуждений.
Даже ракеты, только что снятые с боевого
дежурства, прямо так в космос не пойдут, им нужно провести
переналаживание, модификацию и обслуживание, и здесь опять без наших
людей и комплектующих россияне обойтись не могут. Тем более, если речь
идёт о ракетах, которые несколько лет провалялись в российских
арсеналах, особенно с учётом бардака рассейского.
Аэро-космический саботаж "a la russe"
Просто так прекратить программу тоже нельзя,
поскольку она осуществляется на основе действующего украино-российского
межгосударственного соглашения. Еще в январе стороны заявляли о
намерении сотрудничать и далее. В частности, полномочный посол РФ в
Украине Михаил Зурабов проинформировал премьера Украины Николая Азарова,
что Дмитрий Медведев, на тот момент президент России, принял решение о
продолжении реализации украинско-российской программы. Теперь же ее
будущее туманно.
Российские и украинские эксперты сходятся на
том, что решение о прекращении программы может быть принято только на
межправительственном уровне. Но известны случаи, когда бюрократическая
волокита в минобороны России уничтожала на корню перспективные проекты
российско-украинского сотрудничества. Ярким примером может служить
печально известный военно-транспортный самолёт Ан-70, относительно
которого было подписана масса договоров и произнесена уйма торжественных
речей о российско-украинском научно-техническом сотрудничестве. Но
реализацию проекта уже много лет саботируют российские генералы и
военно-промышленные корпорации, не желающие делиться военными заказами с
Украиной. Даже "великий и ужасный" Путин эту ситуацию переломить не
может или не хочет, хотя в программу Ан-70 вложены значительные
российские средства. В итоге Россия и Украина до сих пор не имеют нового
военно-транспортного самолёта, а "донашивают" старые советские Ил-76, а
также совсем древние Ан-22 и Ан-12. Точно так же застопорились развитие
и постройка новых самолётов-тяжеловозов типа Ан-124 "Руслан", и Россия
"добивает" старые машины
советского производства, с горем пополам продлевая их ресурс, что рано
или поздно чревато трагедией. А легендарный супертяжеловоз Ан-224
"Мрія", который гениальный конструктор Антонов задумывал, кстати, как
платформу для воздушного старта в космос, существует в единственном
экземпляре и превратился в этакого музейного "динозавра", зато
воздушно-космический старт уже вовсю осваивают американцы. Проблема в
том, что Ан-70, -124, -224 являются совместным украино-российским
детищем, и по отдельности страны производить их не могут.
В авиапроме Россия ищет кооперации с Индией и
Китаем, чтобы под свои технологии, точнее под оставшиеся советские
технологии, часто невозможные без кооперации с Украиной, получить
финансирование азиатских гигантов. До сих пор Россия рассматривалась в
качестве источника финансирования разработок украинского авиапрома точно
так же, как Россия видит Индию и Китай в качестве источника финансов.
Но Россия делиться деньгами с Украиной не хочет, делится ей особо нечем,
да ещё и своим надо, чтобы было что украсть.
Правда, в последнее время по тематике Ан-70 и
-124 началось оживление. Минобороны России включили их производство в
долгосрочные программы. Но по большому счёту, оно "по
барабану" -- что там генералы вычеркнули из программы или записали в
оную. Особенно, если учесть, что уже были "жилищная и продовольственная
программы до 2000 года" и даже "коммунизм до 1981 года". Им программы
малевать, что с горы катиться! Главное, чтобы бабки из бюджета можно
было дерибанить!
По последним данным, Медведев, который теперь
служит в России премьером заявил, что российские ВВС будут закупать
Ан-70, для чего в Казани и/или Ульяновске на базе существующих
производственных мощностей будут построены дополнительные заводы.
Правда, неизвестно, когда это будет, и уж больно это напоминает
постройку "потёмкинских деревень".
А пока заводы строятся, Медведев обещает
закупать Ан-70 украинского производства, и здесь ещё интереснее. За годы
развала много утрачено, кадры постарели и вымерли, молодёжи клепать
заклёпки на авиакорпусах на фиг не надо, а грамотные инженеры и техники и
вовсе превращаются в "эксклюзивный раритет", место которому даже не в
Эрмитаже, а в Кунсткамере. Если сделать пару-тройку опытных образцов
Украина ещё как-то может, то на запуск серии у неё нет ни сил ни
средств. У нас Ан-74 для Каддафи строили-строили аж пока того Каддафи не
прикончили, и вот теперь Каддафи уже нет и не будет, а самолёта ещё
нет, и не известно, будет ли.
Главное, что программы по Ан-70 и Ан-124
около 15 лет уже стоит на месте, хотя в них вложены российские и
украинские силы, средства и ресурсы. А машины морально стареют, причём
Ан-70 стареет толком не родившись. Время уходит, а Россия и Украина,
повторим, так и не получили нового грузовое воздушного судна двойного
назначения, включая военно-транспортное и десантное, продолжая добивать
«авиа-антиквариат»
Содержать и развивать мощный авиапром мог
СССР, и не только из-за экономической мощи, но и потому что а) были
люди, работавшие не только за деньги, но за идею, из высших побуждений,
даже не смотря на репрессии (яркий пример -- Королёв), б) за хищения в
крупных и не очень размерах в совдепии всё-таки давали вышку и чаще
всего справедливо, хотя и были перегибы, а сейчас за это производят в
«элиту». Не знаю, как в Америке, но у нас то может работает только так,
как работало в СССР. Современные же Украина и даже Россия толком
содержать авиацию и космос, а тем более развивать их на перспективу, не в
состоянии в принципе.
Что касается ракет "Днепр", то здесь позиция
министерства обороны России является ещё более определяющей, поскольку
ракеты для космических запусков берутся из арсеналов Ракетных войск
стратегического назначения, и специалисты РВСН обеспечивают эти пуски.
Страус "украинско-космической" породы
В Украине, как обычно, предпочитают позицию
страуса, прячущего голову в песок. Дескать, ничего не слышали,
официальных уведомлений об отказе от россиян не получали. Глава
подкомитета по оборонно-промышленному комплексу и военно-техническому
сотрудничеству комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне
Анатолий Кинах сообщил, что не располагает официальной информацией о
возможности свертывания космической программы "Днепр”. Подчеркнув, что в
этом вопросе с российской стороной всегда было взаимопонимание, Кинах
выразил надежду, что информация не соответствует действительности. Поэт
писал, что "надежды юношей питают", но Кинах -- отнюдь "не юноша, но
муж", к тому же государственный!
В Национальном космическом агентстве Украины
пока помалкивают. Зато директор украинского дочернего предприятия
"Космотранс” Роман Белобородов полон оптимизма: дескать, не следует
обращать внимание на анонимный выброс информации, таких "сливов" уже
было много, и это происки конкурентов. По мнению Билобородова,
совместная программа "Днепр” работает нормально и серьезно, она
экономически выгодна обеим сторонам, на пусках российские и украинские
предприятия зарабатывают хорошие деньги, ни одной копейки из бюджета не
тратится, работа ведётся на средства, которые инвестируют заказчики
коммерческих космических пусков. Роман Билобородов допускает, что
"подлые конкуренты" могли ввести в заблуждение российский генералитет,
но технико-экономическое обоснование подтверждает выгодность программы.
Политической составляющей Билобородов здесь не усматривает, поскольку
речь идёт об утилизации отслужившей свой срок военной техники, а
финансовые потоки здесь не насколько велики, чтобы использовать
манипулирование ими в качестве инструмента для политического давления.
Русская монополька: политика, коммерция или просто бардак?
Но здесь директор "Космотранса" может
ошибаться, а экономическая выгода может не играть решающей роли, ибо
Россия славится иррационализмом. Яркими примерами служат сверхдорогой и
совершенно бессмысленный проект газопровода "Южный поток", а также
знаменитое стихотворение Тютчева "умом Россию не понять…".
Причин возможной ракетно-космической войны может быть несколько.
Во-первых, Россия может добиваться
максимально возможной монополизации рынка коммерческих космических
пусков, которые с бурным развитием спутниковых коммуникаций обретают уже
не просто коммерческое, а геополитическое значение.
Для этого, во-вторых, России нужно избавиться
от ближайшего конкурента в виде украинской ракетно-космической отрасли,
отрезав её от выгодных заказов, а возможно в перспективе поглотить её.
К тому же, у России сейчас вообще мало что
клеится из нового. "Искандер" -- это пока миф и пугалка для
"демокрастов", но последние это знают, не сильно пугаются и записываются
в американскую ПРО. "Булава" взрывается на старте. "Глонасс" никак
толком не запустят ещё с советских времён. Орбитальная группировка
спутников сокращается по причине старения и развала. Кадры стареют и
разбегаются. Офицеры военно-космических войск России получают копейки и
ревнуют интендантов, наживающихся на дерибане: как-то не несколько лет
назад редакция «Свободы» получила по «электронке» на сей счёт любопытное
письмо от офицера космических войск РФ. Молодёжь мечтает стать не
лётчиками-космонавтами, а барыгами и проститутками, как и у нас, ибо
быть, пардон, «блядью» или «гомиком» -- это нынче намного, прости
Господи, престижнее, чем стать даже вторым Гагариным. Исправно пока ещё
летает "Союз", но только потому, что его хорошо отладили в советское
время, начиная со светлой памяти Сергея Палыча Королёва, Царство ему
Небесное.
В-третьих, совместная космическая программа
может использоваться как рычаг для давления на Украину в вопросе
евразийской интеграции.
Во-четвёртых, Россия явно взяла курс на
создание максимально замкнутого производства военной техники и продукции
двойного назначения, что вполне логично. Она хочет развестись с бывшими
республиками Союза, прежде всего с Украиной, в которой ВПК был вторым
по мощности после собственно России. В этом заинтересована Россия как
государство и многочисленные российские клерки, сидящие на оборонных
заказах и набивающие себе карманы. Максимум, что может интересовать
Россию, -- это некоторые ноу-хау, технологии, перспективные наработки,
которые в Украине ещё есть. Возможно, Россию интересуют и
производственные мощности Украины, но в случае их поглощения российским
капиталом вместе с суверенитетом Украины.
Всё это, к сожалению, очень печально, ибо
конкуренция, сырные и ракетные войны, прочие глупости рано или поздно
становятся непреодолимым тормозом для реального развития космических
программ. Изучение и освоение космоса требует кооперации, объединения
усилий всех стран и континентов.
газета «Свобода», www.svoboda.com.ua
Источник:
|