нато / Андерс Фог Расмуссен не раскрыл деталей подписанных соглашений со странами Центральной Азии. Фото Reuters
Андерс Фог Расмуссен не раскрыл деталей
подписанных соглашений со странами Центральной Азии.

Фото Reuters

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен сообщил о подписании новых договоров с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией о транзите грузов и военной техники из Афганистана. Если прежние соглашения подразумевали только авиаперевозки, то новые открыли перед альянсом сухопутные маршруты через территории этих стран. В обмен на расширение транзитных услуг государства Центральной Азии надеются получить от альянса военную, политическую и экономическую помощь.

«Новое соглашение предоставит НАТО новые возможности и новую гибкую транспортную сеть для вывода войск, техники и оборудования из Афганистана к концу 2014 года», – заявил на пресс-конференции в Брюсселе Андерс Фог Расмуссен.

По его словам, отныне альянс сможет беспрепятственно вывозить грузы в обход Пакистана, через территорию которого проходил основной транзитный маршрут.

После известных осложнений отношений с Исламабадом из-за ошибочного авиаудара НАТО по лагерю пакистанских пограничников альянс был вынужден прибегнуть к услугам центральноазиатских стран. Не углубляясь в детали «сухопутного соглашения», Расмуссен сообщил, что, «само собой разумеется, заключенные соглашения являются взаимовыгодными».

Напомним, свою наземную территорию и свое небо уже давно предоставляет странам НАТО Россия. Переброска невоенных грузов по воздуху в направлении Афганистана через Казахстан, Киргизию и Узбекистан осуществляется довольно давно. По сути, факт подписания новых соглашений лишний раз свидетельствует о том, что стороны окончательно договорились о цене за «обратный транзит» из Афганистана по Северной сети поставок, а также об экономических, политических и военных преференциях, которые получат страны региона в процессе вывода и по его окончании войск союзников из этой неспокойной страны.

В регионе уже идет подготовка к выводу войск из Афганистана в 2014 году. И нацелена она не столько на укрепление обстановки безопасности в странах Центральной Азии, сколько на извлечение максимальной выгоды из сложившейся ситуации. «Все страны Центральной Азии готовятся к 2014 году. И все хотят использовать эту возможность, главным образом для получения дополнительной финансовой помощи со стороны стран альянса», – сказал «НГ» лидер Партии исламского возрождения Мухиддин Кабири.

В частности, Таджикистан хотел бы получить военное оборудование для оснащения границы и технику для проведения военных операций в горах. Киргизия зарится на беспилотники. Эта просьба была высказана в Бишкеке в апреле во время встречи секретаря Совета обороны Киргизии Бусурманкула Табалдиева с главой Центрального командования ВС США Джеймсом Маттисом. Кроме этого, как отметил Мухиддин Кабири, лидеры стран региона для укрепления собственной власти эксплуатируют миф об агрессии со стороны талибов в отношении Центральной Азии. «Все диктаторы, не только в Центральной Азии, но и в Египте и других странах, издавна использовали военное сотрудничество с США для укрепления собственной власти. В Центральной Азии будет тот же результат. Местные руководства используют эту возможность для укрепления своей власти и продления пребывания во власти», – сказал Кабири.

Схожей точки зрения придерживается эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко. «Алармизм центральноазиатских лидеров по поводу угроз со стороны Афганистана – способ получения дополнительных средств от Запада. При этом они отводят от себя критику по вопросам демократии, при этом напоминают о странах Ближнего Востока, где революции произошли, но порядка не прибавилось. Упомянутые факторы лидеры региона используют как аргументы в пользу продления своего правления, якобы сдерживающего угрозу расширения влияния талибов», – сказал «НГ» Алексей Малашенко.

По его мнению, происходящее одновременно в значительной степени укрепляет позиции Вашингтона в Центральной Азии – «это дает возможность США закрепиться в регионе навсегда». В Киргизии и Таджикистане строятся учебные центры, которые при необходимости всегда можно преобразовать в военные базы. «Они никому не мешают. Они только не вписываются в идеологию России, которая укрепление американцев в постсоветских странах воспринимает очень болезненно. Прагматически мыслящая часть российского политического истеблишмента присутствие США в Центральной Азии считает важным, хотя бы для подстраховки самой России. Более того, глава МИДа Сергей Лавров сокрушается по поводу поспешного ухода западных сил из Афганистана», – сказал «НГ» Малашенко.

Напомним, что в интервью китайскому агентству «Синьхуа» российский министр заявил: «Поспешный вывод коалиционных сил из Афганистана несет в себе серьезные риски для безопасности и стабильности в регионе. В сложном положении оказываются и страны Центральной Азии: уже сейчас наблюдается тенденция перетекания в этот регион террористической и экстремистской активности из северных районов Афганистана».

Однако что касается реальной опасности для стран Центральной Азии, то Алексей Малашенко убежден, что она «может исходить только при внутренней дестабилизации, а уже потом при раскрутке ситуации, может появиться опосредованное влияние талибов через Исламское движение Узбекистана, Хизб-ут-Тахрир и другие экстремистские организации».