03.05.2012, 12:12:55
|
МиГ-21. Фото с сайта sepiamutiny.com
|
Индия за 40 лет лишилась полутысячи истребителей "МиГ"
ВВС Индии с 1971 года потеряли 482 самолета "МиГ" советского и российского производства. Об этом, как сообщает Agence France-Presse, рассказал министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони.
В результате аварий погиб 171 пилот, один член экипажа, восемь
военнослужащих и 39 мирных жителей. По словам Энтони, причиной крушений
самолетов были как человеческие ошибки, так и технические неисправности.
Ранее сообщалось, что за последние три года Индия потеряла десять
вертолетов и 33 истребителя, 27 из которых были марки "МиГ". В конце
марта российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что причиной
частых аварий российских самолетов является использование индийскими ВВС
контрафактных запчастей.
По данным AFP, в настоящее время общая численность самолетов "МиГ",
стоящих на вооружении Индии, достигает 873 единиц. По данным
Flightglobal MiliCAS, в активный состав боевого флота входят 334
истребителя "МиГ": 153 МиГ-21, 14 МиГ-23, 88 МиГ-27, 68 МиГ-29 и 11
МиГ-29К. Таким образом, количество МиГ-21, которые Индия начала закупать
еще в 1966 году, составляет около 45 процентов от всего флота индийских
самолетов марки "МиГ". Их списание планируется начать в 2014 году.
Часть "МиГов" Индия, в частности, планирует заменить французскими
истребителями Rafale. В январе компания Dassault победила на индийском
тендере MMRCA на поставку 126 самолетов. Их стоимость оценивается в 10-12 миллиардов долларов.
Помимо МиГ-21, как сообщает India Today, минобороны страны планирует
постепенно избавиться и от МиГ-27. МиГ-29, в свою очередь, пройдут
модернизацию. Ее стоимость может составить 940 миллионов долларов.
Ссылки по теме
- Indian Air Force lost half of MiG fighter jets in deadly crashes - India Today, 03.05.2012 - Посол России в Индии объяснил причину аварийности "МиГов" – Lenta.ru, 27.03.2012 - Мировой список импортеров вооружений вновь возглавила Индия – Lenta.ru, 19.03.2012 - Индия спишет истребители МиГ-21 к 2018 году – Lenta.ru, 01.03.2012
Источник:
===============================================================
28.03.2012, 14:30:09
Разбившийся МиГ-21 ВВС Индии. Фото PTI Проклятие аварийности
Россия объяснила причину частых падений индийских истребителей
ВВС Индии, считающиеся одними из самых аварийных в
мире, за последние три года потеряли 33 самолета и вертолета. По данным
индийских военных, причиной этого являются слабая подготовка пилотов и
технические неполадки. У России нашлось свое объяснение. По мнению посла
России в Индии Александра Кадакина, индийские истребители советского и
российского производства часто падают, потому что военные закупают для
них контрафактные запчасти.
Свое мнение российский посол озвучил во время пресс-конференции в
Нью-Дели. Журналисты спросили представителя России, что он думает о
закупках индийским министерством обороны запчастей для
советско-российской техники на мировом рынке. "Это неправильно,
поскольку нероссийские запчасти являются поддельными. Вашим 'МиГам' и
другим самолетам нужны оригинальные запчасти. А вы закупаетесь у
неавторизованных поставщиков и потом удивляетесь, почему ваши самолеты
падают", - цитирует ответ Кадакина издание Hindustan Times.
| Александр Кадакин. Фото с сайта rusembassy.in |
Правда, вдаваться в подробности такого положения вещей российский посол
не стал. В частности, он не стал рассказывать, по какой причине Индия
закупает запчасти для самолетов и вертолетов российского производства не
у России. Кадакин не ударился и в объяснение сложного процесса заказа
российских запчастей и комплектующих. А между тем, ряд российских неудач
в индийских тендерах на поставку военной техники могут быть связаны
именно с этими аспектами военно-технического сотрудничества Москвы и
Дели.
Еще в феврале 2011 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев
признался, что иностранные покупатели российских вооружений и военной
техники предъявляют много претензий к поставляемой продукции. А все дело
в том, что еще при СССР недооценивались преимущества ремонта и
модернизации поставленной техники, поставки запчастей, инструментов и
принадлежностей. "Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это
наследие оказалось не так просто", - пояснил Дмитриев.
Ранее индийские ВВС неоднократно жаловались на перебои в поставках
запчастей для самолетов-заправщиков Ил-78МКИ. Не имея запчастей и
инструментов, чтобы поддерживать самолеты, а также из-за их устаревания
ВВС объявили тендер на поставку новых летающих танкеров. В тендере
приняли участие европейский концерн Airbus и "Рособоронэкспорт"
предложившие военным самолеты-заправщики A330MRTT и Ил-78МКИ
соответственно. Победителем тендера индийцы признали европейский
самолет, однако вскоре отменили итоги тендера, поскольку министерство
финансов Индии сочло стоимость покупки A330MRTT чрезмерно высокой.
Повторный тендер был объявлен в сентябре 2010 года. Его участниками
снова стали Ил-78МКИ и A330MRTT. ВВС Индии уже завершили испытания
самолетов. В начале 2012 года индийская пресса сообщала, что вероятнее
всего военные примут решение о закупке европейских танкеров, поскольку
считают их более надежными и дешевыми в эксплуатации.
В настоящее время в Индии проводятся несколько десятков международных
тендеров на поставку запчастей и инструментов для советских и российских
боевых самолетов и вертолетов. Самыми востребованными комплектующими
являются основные стойки шасси для истребителей Су-30МКИ, а также
запчасти для истребителей МиГ-29, транспортников и самолетов-заправщиков
Ил-76 и Ил-78МКИ и вертолетов Ми-26 и Ми-17. Нередко запчасти для
авиатехники закупаются у иностранных компаний без тендеров.
По словам индийских военных, такая практика сложилась, потому что
"Рособоронэкспорт" создал множество препон в цепи поставки запчастей и
комплектующих. В числе таких препон называются необходимость регулярного
заключения дополнительных контрактов и соглашений, предоплата за
поставку запчастей и иногда перезаключение договоров. Кроме того,
"Рособоронэкспорт" периодически требует пересмотра ценовых параметров
уже подписанных соглашений.
В апреле 2011 года источник издания Aviation Week в ВВС Индии
рассказал, что "послепродажные взаимоотношения с русскими всегда были
ненадежными, но во времена СССР это можно было понять и даже простить".
Сейчас же ВВС не хотят тратить время на ожидание поставок запчастей, за
которые "ответственность несет сам продавец". В результате перебоев с
поставками деталей снижается число полетов индийских самолетов и
вертолетов, а значит страдает и боевой потенциал ВВС Индии.
Еще одна беда кроется в том, что ряд авиационных запчастей поставляются в
Индию с кириллическими обозначениями, в то время как индийцы размещают
заказы на комплектующие, указывая их наименование латиницей. В
результате, буква "Х" русского алфавита в индийских заказах на запчасти
может превратиться во вполне понятное "Kh" или в непонятную латинскую
"X". То же касается русской "В" и латинской "B". Из-за этого может
возникать путаница, и индийская сторона получает совсем не то
оборудование, которое заказывала.
Некоторые российские компании составляют даже собственные справочники, в
которых содержатся возможные варианты написания российской номенклатуры
запчастей индийскими заказчиками. Почему при этом кириллическая
номенклатура поставляемых за рубеж запчастей не переводится в латиницу
(хотя бы с использованием букв, имеющих идентичное написание в русском и
латинском алфавитах), не понятно.
Встречается и откровенная недобросовестность российских поставщиков.
Например, в 2009 году в Москве были осуждены за мошенничество
гендиректор компании "АвиаРемСнаб" Мусаил Исмаилов и замгендиректора
"Аэромеханика-Ми" Александр Кутумов. Они пытались поставить
некондиционные запчасти для истребителей МиГ-29 Польше.
В феврале
2012 года Дмитриев в интервью газете "Коммерсантъ" рассказал, что России
пока удается сохранять "главные преимущества на рынке" вооружений -
относительно невысокую цену и "удовлетворительный уровень качества".
Однако наметилась тенденция удорожания военной продукции из-за роста
стоимости комплектующих. "Это уже не наша сфера. Мы занимаемся
экспортом, а не производством и лишь констатируем тревожную ситуацию,
поскольку в результате экспортные цены на российские военные изделия
тоже ползут вверх", - рассказал Дмитриев, отметив, что такое положение
вещей "при существующих проблемах с качеством" отрицательно сказывается
на конкурентоспособности российской оборонной продукции. |
20 марта 2012 года министерство обороны Индии обнародовало отчет о
количестве авиационных происшествий за последние три года. По данным
военного ведомства, за последние три года индийские ВВС потеряли 33
самолета и вертолета. В этих происшествиях погиб 31 пилот. Наибольшее
количество аварий - 16 происшествий - пришлось на истребители МиГ-21.
Кроме того, ВВС потеряли один истребитель Sepecat Jaguar, два Mirage
2000, три Су-30МКИ и десять вертолетов. Основной причиной катастроф
министерство обороны назвало плохую подготовку пилотов и технические
неисправности.
Производство истребителей МиГ-21, самых аварийных самолетов в ВВС Индии,
велось с 1959-го по 1986 год. В настоящее время выпуском копий этого
самолета (Chengdu J-7), а также запчастей к ним занимается только Китай.
Кроме того, поставками запчастей для МиГ-21 занимаются несколько
европейских компаний, которые закупают их у стран - бывших владельцев
таких самолетов, а также у Китая. При этом Индия напрямую китайские
запчасти не покупает из-за напряженных политических взаимоотношений Дели
и Пекина. Но окружным путем китайские запчасти все же могут попадать на
индийский рынок, как это ранее, например, произошло в США.
С этой точки зрения посол Кадакин вполне прав. Дело в том, что китайская
оборонная промышленность практически в совершенстве овладела
копированием чужой техники (в основе китайских самолетов J-7, J-11, H-6,
Y-5, Y-7 и Y-8 лежат МиГ-21, Су-27, Ту-16, Ан-2, Ан-24 и Ан-12), но
раскрыть технологии производства военной продукции так и не сумела. В
результате китайские копии стоят нередко значительно дешевле оригиналов,
но при этом отличаются и более коротким межремонтным ресурсом и сроком
службы. Впрочем, несмотря на это, о падении J-7 слышно все же гораздо
реже, чем о МиГ-21 (правда китайских самолетов и было выпущено в пять
раз меньше, чем советских).
Но по большому счету все же в авариях индийских истребителей виноваты
сами индийцы. Ведь за обслуживание техники отвечают по большей части
индийские компании. Да и тщательную приемку закупаемых запчастей и
инструментов пока еще никто не отменял.
Источник:
|