Как передают СМИ, Дмитрий Медведев отказался отправить в
отставку министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Выступая в
Госдуме, премьер назвал должность, которую занимает Ливанов,
«расстрельной», но сказал, что министр, который нравится всем, – это
человек, который, скорее всего, не вполне справляется со своими
обязанностями.
В этой связи мы обратились к Анатолию Вассерману с просьбой
прокомментировать действия Ливанова и дать оценку состояния системы
образования нашей страны в целом.
Учиться надо в первую очередь не фактам, а закономерностям и взаимосвязям
Каждый считает себя специалистом по части тренировки футбольных
команд, образования и лечения. Это правда, но далеко не вся. Следующая
часть той же правды заключается в девизе одной американской антивоенной
группы во время Вьетнамской войны. Девиз был такой: «Не надо быть
метеорологом, чтобы сказать, что уже идет дождь». Аналогично: не надо
быть ученым, чтобы сказать, что система образования уже развалена. Это
видно невооруженным глазом. Конечно, должность министра образования, как
и министра здравоохранения, всегда была «расстрельной». Естественно,
«стреляли» не свинцовыми пулями, а свинцовыми типографскими литерами.
Это очень тяжело, но видно, в какую сторону меняется положение в этой
отрасли, и ясно, что оно меняется от плохого к худшему.
Среднюю и высшую школу сейчас во всем мире преобразуют от
законоцентричного образования к фактоцентричному. Несколько веков назад
главной задачей школы считалось запоминание учеником какого-то набора
конкретных фактов без понимания смысла этих фактов и системы
взаимосвязей в природе, которая обусловливает появление этих фактов. Но к
середине XIX века сложилось четкое понимание, что учиться надо в первую
очередь не фактам, а закономерностям и взаимосвязям.
Еще в середине XVIII века Гельвеций сказал: «Знание некоторых
принципов успешно заменяет знание некоторых фактов». А спустя век после
Гельвеция и других французских энциклопедистов вся система образования
выстроилась так, чтобы преподавать эти некоторые принципы. Сейчас
систему образования заменяют таким образом, чтобы она преподавала
разрозненные факты.
В Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши вузовские преподаватели
Система образования отступила в Средние века. Этот факт очевиден
довольно давно. Тупиковость такого пути известна со времен позднего
средневековья, и вот сейчас нас заставляют двигаться именно по этому
пути. Причем в странах, все еще считающих себя развитыми, уже видно, к
чему привела такая образовательная политика. Они уже испытывают
катастрофический дефицит кадров, способных сделать хоть что-то полезное.
Сейчас Цукерберг создал свою политическую партию, предназначенную
для того, чтобы проталкивать способы уменьшения дефицита
квалифицированных кадров. Он это сделал, потому что своих кадров
американцам уже не хватает. Правда, он говорит о том, что иностранцы,
окончившие американскую высшую школу, могли бы оставаться в Америке на
работе. По сути дела, это означает, что американская средняя школа не
дает достаточного количества учеников для высшей школы. Там
преобразования начались именно со средней школы, а в Западной Европе – с
высшей. Так вот, в Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши
вузовские преподаватели, потому что тамошняя высшая школа уже
давным-давно не готовит вузовских преподавателей необходимого уровня. Провал этих реформ совершенно очевиден.
Если министр образования, министр здравоохранения или
премьер-министр не понимает, что предлагаемый путь реформ – это дорога
даже не в тупик, а в обрыв, он профессионально непригоден. Что касается
роста числа вузов и числа учащихся в них сейчас, то этот рост может быть
от того, что увеличилась сложность жизни и хозяйствования. А может
быть, это потому, что высшее образование используется, по сути, как
продолженное среднее. Насколько я могу судить, второй вариант ближе к
истине.