Первые многоцелевые истребители F-35 будут поставлены в урезанных версиях
Обновлено 01.05.2013
Голландский F-35 готовится к первому полету
2012 год стал для F-35 годом интенсификации и расширения всего –
производства, испытаний, подготовки летчиков и техников. За год было
выполнено в испытательных целях 1167 полетов, план по ним был
перевыполнен на 18%. Кроме того, было выполнено еще около тысячи полетов
с прочими целями, в том числе более 700 в учебном центре в Эглин.
Наконец,
началась полноценная подготовка летчиков и наземного персонала –
совершили первые полеты американские летчики, будущие инструкторы, из
ВВС, КМП и даже Национальной гвардии. Основой для этого стало
значительное увеличение темпов производства – за 2012 год в воздух
поднялись 30 машин – больше чем за период с первого полета в конце 2006
года по конец 2011 года в общей сложности! Важной особенностью минувшего
года стало то, что большинство этих самолетов шло не на испытания, а в
учебные центры.
Однако следует отметить, средняя цена самолета, по оценкам,
перевалила за 137млн. долл США, а с общими расходами на программу 395,7
млн.долл США (!!!) на 1 один самолет.
Далее по ссылке желающие найдут свежий отчет GAO о этапах разработки программы за 2012 год и планах на будущее http://www.gao.gov/assets/660/652948.pdf.
Если кратко резюмировать, программа медленно, но упорно вылезает
наверх, избавляясь от детских болезней, имея длительные задержки в
циклах испытаний и сдвиг массового производства новейших истребителей
уже на 2019 год. На 2012 год произведено 63 самолета для демонстраций
технологий, испытаний, обучения летного состава. Из них 58 самолетов
получило МО США, а 5 машин изготовлены в рамках международных
договоренностей и по сути являются демонстрацией технологий (служат для
оценки как летным составом ВВС партнеров программы, так вещественным
доказательством для государственных структур этих стран, что их деньги в
программе потрачены не "на воздух", извините за каламбур)
Судя
по документам, самолет в полной интеграцией вооружения в рамках
программы обновления ПО (для датчиков БРЭО, СУВ, РЭБ и т.д) будет готов
не ранее 2018 года. Причем имеенно этот этап комплексной интеграции
(Block 3.0 в американской терминологии) считается специалистами GAO и
независимыми авиационными экспертами наиболее рискованным.
Поэтому
можно с уверенностью говорить, что чуда не произойдет, и союзники США
получат в 2017-2018 годах фактически самолеты - "школьные парты" для
пилотов ВВС стран-участников программы (первыми на очереди
Великобритания, Норвегия, Канада и Израиль). Логично, что ВПК США не
могут предоставить союзникам законченный, боеготовый самолет в нужных
объемах раньше, чем его получат собственные ВВС, ВМС и КМП США (что
случится не ранее 2018-2019гг).
Такая ситуация далеко не
обрадовало некоторых союзников США, таких как например Япония, которые
заявили, что подождут с заказом истребителей F-35 из-за рисков программы
и длительных задержек. Ранее свои аппетиты в отношении самых
современных истребителей планеты умерили основные партнеры программы JSF
- Великобритания, Италия и Нидерланды, страны далеко не бедные в
финансовом плане. С другой стороны, планы Норвегии, Сингапура, а также
Южной Кореи на обновление парка истребителей дают компании Lockheed
Martin определенные надежды, что выпадающие доходы от запланированного
производства и экспорта F-35 покроют новые заказчики, готовые тратить
деньги на высокотехнологичные самолеты.
Кстати, почему-то мало
кто указывает на такой ньюанс, что F-35 разрабатывался и продолжает
развиваться как самолет в концепции "сетецентрической войны", которые
должен действовать в глобальном информационном поле, взаимодействуя со
средствами космической, авиационной, наземной разведки и боевыми
соединениями в режиме "реального времени", для чего требуются еще
большие инвестиции и наличие всей глобальной военной инфраструктуры
(спутников, каналов связи, датацентров, средств разведки, специалистов).
В
этом аспекте толпы военных экспертов и поклонников программы забывают,
что таким потенциалом обладают только США, и разные страны-союзники,
покупая новейший самолет, попадают в неизбежную ловушку. США крайне
негативно относятся к возможному экспорту новейших технологий даже
ближайшим союзникам (например Великобритании и Израилю), из чего следует
что они получат хотя и современный, но достаточно посредственный
самолет как по ударным, так и по летно-техническим характеристикам
который будет переоценен как в деньгах, так и функционале. Что будут
делать с высокотехнологичным "утюгом" такие страны как Турция, Норвегия,
Сингапур или Южная Корея, остается только догадываться.
|