Смертельные тайны
09/04/2013
Вот уже десять с
лишним лет Россия возрождает мощную систему защиты военной тайны,
которая была характерной чертой советского периода (в 1921-1991 годах).
Но многие офицеры военно-морского флота протестуют против такой
неуклюжей и жестокой системы обеспечения секретности, так как в прошлом
факты и детали несчастных случаев и аварий на флоте не разглашались, а
это лишало опытных моряков возможности предлагать меры по предотвращению
подобных проблем и создавало предпосылки для новых катастроф с ужасными
последствиями. Этот синдром особенно вреден, когда речь идет об атомных
подводных лодках.
Долгое время Советы даже не сообщали народу о
фактах потерь подводных лодок. Ситуация изменилась вскоре после того,
как распался Советский Союз. Первое публичное заявление о потере
подводной лодки прозвучало в 1986 году, когда население услышало, что в
Атлантике затонула субмарина К-219. О более ранних катастрофах начали
сообщать лишь в 1990-е годы, когда государство на несколько лет
предоставило беспрецедентный доступ ко многим своим архивам. Именно в
этот период общество узнало о гибели в Тихом океане подводной лодки
К-429. Многие офицеры флота, впервые увидевшие эту информацию в 1990-е
годы, отмечали, что такая закрытость привела к многочисленным
конструктивным и эксплуатационным недостаткам при строительстве атомного
подводного флота, о которых сообщалось в докладах об авариях, но выводы
при этом не делались и изменения не вносились (из-за секретности).
Смотрите также: История российского подводного флота
На
некоторых российских атомных подводных лодках аварии происходили
настолько часто, причем с одними и теми же системами, что экипажи
всерьез считали их проклятыми. Например, первая российская атомная
подводная лодка с баллистическими ракетами К-19 после своей многолетней,
наполненной авариями и нештатными ситуациями службы в 2002 году была,
наконец, направлена в док на списание и демонтаж. Многие моряки считали,
что списать ее следовало уже давно. Несчастья на борту К-19 начались с
самого первого похода в 1961 году. Они были настолько ужасными, что
некоторые подробности все же стали достоянием гласности, и о истории
субмарины даже сняли фильм. В этой картине один из моряков называет К-19
проклятой. Он был прав. Аварии и несчастные случаи на ней происходили
настолько часто, что моряки прозвали лодку «Хиросимой».
В аварии в
1961 году восемь моряков погибли от лучевой болезни. В 1969 году К-19
столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной. В 1972 году на
борту лодки возник пожар, унесший жизни 28 членов экипажа. Пожары на
борту случались также в 1978 и 1982 годах, но тогда жертв не было. Были
также многочисленные незначительные инциденты. К-19 вывели из состава
флота в 1990 году, и лодка более 10 лет простояла у стенки на далекой
тихоокеанской базе.
И лишь в 1990-е годы, когда распался
Советский Союз, мир узнал о том, насколько ужасающей была советская
история атомного подводного флота. До 1990-х годов люди в основном знали
только об американской программе создания атомных субмарин, которая
оказалась самой организованной и безопасной на планете. Ее история
началась в 1952 году, когда США приступили к строительству первой
подводной лодки с ядерной силовой установкой. Она носила название
«Наутилус». Строительство лодки было завершено в 1955 году, и она несла
боевую службу до 1980 года, после чего ее превратили в музей.
Также по теме: Иран хочет создать атомную подлодку
После
«Наутилуса» были построены более 400 атомных подводных лодок, и большую
их часть (60 с лишним процентов) создали русские. По привычке они
гнались за количеством, а не за качеством. В результате примерно 80
процентов этих российских субмарин выведены из боевого состава флота.
Российские подлодки не только быстро вырабатывали свой ресурс, но и не
могли выходить в море столь же часто, как западные субмарины. А когда
они все же выходили в море, у них случалось гораздо больше проблем с
радиацией и реакторами, которые были ненадежны.
Поняв, насколько опасен (для всех) российский атомный подводный
флот, мировое сообщество осуществило серию мер по безопасному списанию и
консервации более сотни устаревших, выработавших свой ресурс, имеющих
множество дефектов и неисправных российских подводных лодок. Эта работа
продолжается почти десять лет, и стимулом для ее проведения стала
угроза русских просто-напросто затопить свои старые субмарины в Северном
Ледовитом океане. Такое можно было делать с обычными кораблями, но
возможные последствия от ухода навечно на океанское дно всех этих
реакторов вызвали огромную шумиху и возмущение в мире. Россия
великодушно согласилась принять пожертвования на финансирование работ в
рамках программы демонтажа лодок, которая предусматривает безопасную
утилизацию атомных реакторов.
Читайте также: Исчезающие российские подлодки
Сегодня
в составе российского флота атомных подводных лодок очень немного, и
русские предпочитают держать их большую часть времени у причала. Экипажи
в таких условиях могут активно проходить подготовку на базах, а в море
выходить лишь несколько раз в году, чтобы проверить уровень отработки
навыков и умений. С учетом количества аварий, случавшихся на подводных
лодках в прошлом десятилетии, та подготовка, которую получают экипажи,
является недостаточной.
Лишь Соединенные Штаты и Британия
смогли построить атомные подводные лодки, способные выходить в море
регулярно и на длительный срок. Французские субмарины приближаются к ним
по степени надежности, а вот лодки китайской постройки - пока более
низкого качества, чем старые русские подлодки, которым по тридцать лет. В
настоящее время Индия деятельно работает над созданием атомного
подводного флота первого поколения, но далеко не все у нее идет гладко.
Хотя
атомные подводные лодки являются грозным оружием, за шестьдесят лет
своей истории они вступали в боевые действия лишь один раз. Это было в
1982 году, когда британская атомная ударная подводная лодка потопила
аргентинский крейсер (бывший американский корабль времен Второй мировой
войны «Феникс»). Гораздо активнее атомные лодки занимаются шпионажем.
Эта работа не столь зрелищна и эффектна, как потопление других кораблей,
но она опасна, к ней предъявляются жесткие требования, и она приносит
серьезную отдачу. Однако такая работа в годы холодной войны носила в
основном секретный характер.
Оригинал публикации: Deadly Secrets Опубликовано: 04/04/2013 15:42
Источник:
|