Россия выкупает права на украинский самолет Ан-140Т
Военно-воздушным силам не придется зависеть от иностранных поставщиков
Фото: wikipedia.org
Самарский авиационный завод «Авиакор» подписал соглашение с
украинским госконцерном «Антонов» на передачу интеллектуальной
собственности на самолеты Ан-140С и Ан-140Т. Это транспортные модели
пассажирского самолета Ан-140-100, которые «Авиакор» выпускает для
Минобороны.
Как сообщил «Известиям» источник в
оборонно-промышленном комплексе, участвовавший в подписании документов,
такой контракт позволит российским ВВС закупать Ан-140 не у украинцев, а
у российской компании. При этом военные не будут зависеть от
политической конъюнктуры.
— До подписания соглашения ВВС
России не могли строить парк из зарубежных, по сути, самолетов. А сейчас
такая возможность появилась, поскольку самолет будет полностью
российским, — пояснил собеседник «Известий».
Как пояснил изданию авиационный эксперт Антон Лавров, эта сделка стала беспрецедентной для российского авиапрома.
—
В мире это распространенная практика, те же китайцы выкупили все
авторские права на разработанный совместно с КБ «Антонов»
среднемагистральный пассажирский самолет ARJ-21. Но в России подобные
сделки с иностранными компаниями, тем более с покупкой всех прав на
«самолет под ключ», происходят впервые, — пояснил Лавров.
Ан-140С
— модель самолета с большим транспортным люком, а Ан-140Т оснащен
рампой (опускающийся грузовой люк в хвосте самолета), которая нужна для
десантирования грузов и техники. На переговорах, проходивших в Самаре 11
февраля 2013 года, был подписан протокол, регламентирующий организацию
работы по созданию этих машин.
—
Завод «Авиакор» выделяет необходимые средства на завершения разработки и
выпуск самолета Ан-140Т. После этого КБ «Антонов» передает «Авиакору»
всю полученную в результате работ интеллектуальную собственность.
Самолет получает дополнительный сертификат МАК, а самарский завод
начинает его серийное производство, — пояснил представитель ОПК.
По его словам, после начала выпуска Ан-140Т «Авиакор»
получает право на авторское сопровождение самолета, продление ресурсов и
изменения в конструкцию без участия КБ «Антонов». Цена контракта составляет несколько сотен миллионов долларов, точную сумму собеседник «Известий» не назвал, ссылаясь на коммерческую тайну.
Пресс-секретарь
машиностроительного холдинга «Русские машины», куда входит завод
«Авиакор», Екатерина Панкова подтвердила «Известиям» достигнутые
соглашения, но от комментариев отказалась.
— По договоренности с партнерами мы эту тему не комментируем, — дополнила Панкова.
В КБ «Антонов» «Известиям» подтвердили названный
источником порядок суммы сделки, однако пояснили, что окончательная цена
прав на Ан-140 еще не утверждена.
— Сумма сделки и ее условия не оговорены. Следующие переговоры пройдут в мае этого года, — сказал представитель КБ «Антонов».
В ВВС России изданию пояснили, что с помощью выкупа прав
на Ан-140Т «Авиакор» пытается выиграть заказ на легкий
военно-транспортный самолет, который должен заменить в ВВС устаревшие
Ан-24 и Ан-26, которых у военных насчитывается около 300.
— Мы отказались
от закупок пассажирского самолета Ан-140, поскольку, чтобы устранить
недостатки, выявленные в ходе его эксплуатации, «Авиакору» пришлось
обращаться к КБ «Антонов» как обладателю авторских прав и прав
авторского надзора. Только после того как украинцы давали добро,
«Авиакор» вносил изменение в конструкцию. А некоторые дефекты, в
частности, по бортовому оборудованию, не устранены до сих пор. Нас такая
длинная процедура не устраивала, — рассказал офицер главкомата ВВС.
По словам собеседника, потребность в легком грузовом самолете очень высокая, причем не только у ВВС, но и у всего Минобороны.
— Сейчас у нас два варианта замены старых Ан-24 и Ан-26 —
это Ан-140Т и Ил-112В. Ил-112В есть только на бумаге, но он сделан
российской компанией «Ильюшин». А Ан-140 хоть и без рампы, но уже есть в
железе. Поэтому благодаря выкупу прав на Ан-140Т «Авиакор» устранит
главный недостаток этой машины — зарубежное происхождение, — пояснил
представитель ВВС.
Ан-140 был разработан в
1997 году в качестве регионального турбовинтового пассажирского самолета
для замены Ан-24. Он способен перевозить до 54 пассажиров. Производство
этих самолетов по лицензии «Антонова» открыто сразу в трех странах —
Украине, России и Иране. Кроме того, существует соглашение о сборке
Ан-140-100 в Казахстане.