Фото: ИТАР-ТАСС/Роман Яровицын
Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные
подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из
титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более
прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана,
который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от
строительства титановых лодок решили отказаться.
Как
рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ,
решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с
главкомом ВМФ Виктором Чирковым.
— Это было не спонтанное
решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить
лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил
собеседник «Известий».
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований):
две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и
две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336
«Псков» и К-534 «Нижний Новгород».
Главная мишень «Барракуд» и
«Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения
используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных
аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут
стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м
глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться
зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й
дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994
года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании
восстановления.
Контракт на ремонт первых двух лодок подписан
со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний
ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров
«Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а
механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут
и на ядерных реакторах.
— По графику до конца апреля
лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс
завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден
проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в
течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся,
поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После
«Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель
«Звездочки».
Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии».
—
Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять
резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, —
добавил судоремонтник.
По предварительным данным, титановые
субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые
информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией
разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на
лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми
ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.
Прочность
титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ
«Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа
«Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а
американскую лодку пришлось списать.
Независимый военный
эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в
интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным
достоянием.
— Восстановление группировки многоцелевых атомных
подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению,
ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение
проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу
эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.
Экс-начальник
главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что
восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное
решение.
— Современные сорта стали позволяют лодкам
выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого
преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными
нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы
значительно больше, — пояснил Кравченко.
Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.