Фото: REUTERS/Kevin Lamarque
Командование ВВС утвердило проект перспективного самолета
дальней авиации — бомбардировщика пятого поколения, который должен
заменить современные ядерные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.
И
хотя все ждали супербыстрый самолет, а вице-премьер Дмитрий Рогозин даже
говорил о скорости перспективного авиационного комплекса дальней
авиации (ПАК ДА) в 6 тыс. км/ч, военные из нескольких вариантов выбрали дозвуковой самолет-невидимку.
Как
рассказал «Известиям» источник в ВВС, при выборе предэскизного проекта
победила разработка КБ Туполева — самолет со схемой «летающее крыло»,
который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не
сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.
—
Конкурс аванпроектов был объявлен в начале прошлого года, и кроме КБ
Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они
представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор сделан в
пользу радионезаметности, то есть туполевских эскизов, — сообщил
«Известиям» высокопоставленный собеседник в Минобороны.
Примечательно,
что еще две недели назад оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин
рассказывал, что ПАК ДА должен быть гиперзвуковым. По его мнению, России нужен не аналог американского B-2, а самолет со скоростью более 5 Маха, то есть примерно 6 тыс. км/ч.
Однако
планы вице-премьера нарушили законы физики. Источник в авиационной
отрасли пояснил «Известиям», что для того, чтобы двигаться с
гиперзвуковой скоростью, самолет должен быть идеальной аэродинамической
формы, с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров —
наоборот, угловатым. Благодаря
особенностям конструкции излучение радаров систем ПВО отражается в
сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал и самолет
становится невидим для радаров.
—
Можно сделать увеличенный Т-50, но такая конфигурация для машины в 120 т
приведет к увеличению аэродинамического сопротивления и перерасходу
топлива, а значит, к снижению дальности полета, — пояснил собеседник
«Известий».
Кроме
того, для полета на сверхзвуке двигатель должен получать много
кислорода. Для этого воздухозаборник должен быть широкий и прямой. А
самолету «стелс» нужен воздухозаборник S-образной формы, чтобы он мог
закрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения. Воздух при
движении по такому каналу становится разреженным.
Для обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского самолета-невидимки Б-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, Concorde и B-1.
По словам
собеседника «Известий», военные согласились с доводами конструкторов о
невозможности «и рыбку съесть, и в дамки влезть». Теперь КБ Туполева
должно закончить работы по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА, а
в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы
(НИР). При этом серийное производство перспективных бомбардировщиков должно начаться в 2020 году.
Главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин
пояснил «Известиям», что выбор дозвукового варианта бомбардировщика
может быть во многом связан не столько с обеспечением малой
радиолокационной заметности, сколько с большей экономичностью и
возможной сверхбольшой дальностью полета этой машины.
—
При выборе варианта проекта могло учитываться несколько факторов,
которые зависят от поставленных перед этой машиной задач. Здесь и
дальность полета, и грузоподъемность, и прочностные характеристики.
Обеспечить малозаметность для радаров сегодня можно не только за счет
особой формы, но и за счет радиопоглощающего покрытия, и за счет
специальных электронных средств, создающих помехи, — пояснил Фомин.
По его словам, совсем незаметный для радаров самолет сделать невозможно. Но можно в разы уменьшить площадь эффективной отражающей поверхности, от которой и зависит величина засветки на экране радара.
—
Если у некоторых истребителей четвертого поколения эта площадь
составляет при определенном ракурсе 3 кв. м, то у американских
истребителей пятого поколения — всего 0,3 кв. м, а у следующих поколений
может снизиться до сотых долей квадратного метра. Одним лишь покрытием
этого добиться невозможно, нужны серьезные изменения в конструкции, —
пояснил Фомин.
Независимый
военный эксперт по авиации Антон Лавров говорит, что на Западе уже
отказались от концепции сверхзвуковых самолетов прорыва ПВО.
—
Сейчас для прорыва важнее скрытность и дальность, чем скорость. У
России нет надежных союзников и крупных зарубежных баз, поэтому нам
очень важно иметь стратегическую авиацию, которая со своей территории
поражает максимально удаленные цели, — заявил он «Известиям».
По
мнению эксперта, для сухопутной России именно авиация, а не флот,
должна быть «длинной рукой» для защиты своих интересов в разных точках
земного шара.
Ожидается,
что проект ПАК ДА обойдется в несколько триллионов рублей. При этом
серийных машин для вооружения ВВС понадобится не более нескольких
десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под
российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений
(СНВ), а на экспорт такие машины никто поставлять не будет.
При этом новый бомбардировщик планируется оснащать не только ракетами с ядерными боеголовками, но и высокоточными ракетами с неядерной боевой частью, а также корректируемыми и свободнопадающими бомбами.