ЦВЕТ УГРОЗЫ: КАКИЕ ОПАСНОСТИ ГРОЗЯТ РОССИИ?
Журнал «Солдаты России» продолжает публикацию материалов серии «Цвет
угрозы», посвященный анализу и оценке основных действующих внешних
и внутренних угроз национальной безопасности нашей страны. Напомним, что
оценка угроз для целей данного материала проводится в соответствии со
шкалой. Как и в предыдущем номере, мы перечисляем и кратко
анализируем наиболее актуальные угрозы для нашей страны, и оцениваем
общий их уровень, с тем, чтобы избежать разногласий по поводу «удельного
веса» той или иной отдельной угрозы в общем балансе. Внешние угрозы Начавшаяся
весна обозначила ряд интересных перемен во внешних угрозах, которые
могут оказаться как краткосрочными, так и долговременными. Прежде всего,
это касается обстановки на Ближнем Востоке, но и в других регионах мира
ситуация может поменяться в ближайшие месяцы. При этом, говоря об
основных факторах, определяющих внешнеполитическую обстановку на
перспективу, можно выделить следующие направления: — нарастающая угроза
исламского радикализма в Центральной Азии, диктующая среди прочего
необходимость интеграции усилий в рамках ОДКБ; — давление со стороны Китая, чьи экономические и геополитические возможности растут; —
процессы внутри Евросоюза, где, с одной стороны, развивается
экономический кризис, а с другой стороны, укрепляется экономическая
интеграция с Россией по ряду направлений. Можно заметить, что
в числе значимых факторов не упомянута военная угроза со стороны США
и НАТО. Это сделано сознательно — отношения между Москвой, Вашингтоном
и Брюсселем нельзя назвать безоблачными, особенно на фоне недавней
избирательной кампании в России и идущей сейчас кампании в США, но
говорить именно об «угрозе со стороны США и НАТО» как таковой сегодня
было бы излишне. При всей привычной риторике ни Россия, ни НАТО
не рассматривают сегодня друг друга как противника; более того,
изменения и серьезные сокращения в вооруженных силах по обе стороны
границы практически исключили крупномасштабную войну между Россией
и НАТО, за исключением гипотетического обмена ракетноядерными ударами.
В то же время сохраняется «невоенная» угроза со стороны Запада, и она
будет рассмотрена ниже. Обстановка на Ближнем Востоке продолжает
оставаться весьма напряженной. Вместе с тем, ситуация в Сирии после
взятия правительственными войсками Хомса, одного из главных оплотов
оппозиции, несколько нормализовалась. Россия продолжает оказывать
активную внешнеполитическую поддержку правительству Башара Асада,
а также не прерывает с Дамаском торговые связи, включая поставки оружия.
Укрепившееся внутреннее положение Асада делает агрессию Запада против
Сирии довольно маловероятной — как показала ливийская кампания, местные
«силы повстанцев» даже с воздушной поддержкой НАТО мало что способны
сделать без прямого вмешательства извне. При этом более-менее
серьезные формирования сирийской оппозиции так и не удалось создать,
а официальный Дамаск, опираясь на куда более сильную армию, чем
у Муаммара Каддафи, оказывает и более серьезное противодействие. Разумеется,
прямое военное вмешательство НАТО почти наверняка приведет к свержению
Башара Асада, однако такое вторжение будет стоить немалых средств, и еще
дороже обойдется наведение порядка в стране, ввергнутой в анархию. Таких расходов альянс сегодня позволить себе не может. Вместе с тем, по-прежнему
сохраняет свою актуальность угроза возможной операции в Иране. При этом
вполне возможно, что США будут втянуты в нее вынужденно, после того как
самостоятельную операцию начнет Израиль. Вероятность американского
удара, по крайней мере, до выборов в США, не слишком высока, а вот
возможность удара по Ирану со стороны Израиля оценивается как довольно
реальная, особенно в последние предвыборные месяцы. Расчет в этой версии
делается на то, что ни Обама, ни кто-либо еще из кандидатов на пост президента США не смогут отказать Израилю в поддержке перед выборами из-за угрозы серьезного падения рейтинга и шансов на избрание. При
этом война, в случае ее начала, не будет ни простой, ни дешевой.
Специфические условия театра военных действий и уровень развития Ирана
обусловливают высокую вероятность серьезных потерь вооруженных сил США
в случае конфликта. Об этом уже говорит американская пресса — по
данным «The New York Times», в ходе недавней командноштабной игры
«Internal Look» моделирование боевых действий против Ирана показало
достаточно большую опасность конфликта. По мнению американских
аналитиков, такая война повлечет за собой большие потери не только
в Израиле, но и среди американских граждан. Ответные удары Ирана могут
привести к гибели «сотен, если не тысяч» солдат и офицеров вооруженных
сил США. Среди наиболее вероятных причин потерь указывалась минная
и ракетная угроза в Персидском заливе. США уже разрабатывают меры для уменьшения этих потерь, усиливая свою группировку в Заливе за счет тральщиков и поисково-спасательных
вертолетов. Направление в потенциальный район боевых действий подобных
кораблей, в принципе не приспособленных к длительным и дальним походам,
говорит о высокой вероятности боевых действий в ближайшее время. Для
России начало войны против Ирана будет означать возникновение «зоны
хаоса» у южных границ страны. В случае если иранский режим падет,
в стране с очень большой вероятностью вспыхнет гражданская война со
всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможный хаос в Иране станет
крайне благоприятной питательной средой для различных бандитских
элементов, и обострение обстановки в этих странах немедленно скажется на
уровне террористической угрозы на территории бывшего СССР и в самой
России. В первую очередь, это коснется бывшей советской Средней
Азии. Возможный взрыв обстановки в Туркменистане, Узбекистане и других
среднеазиатских республиках затрагивает Россию прямо и непосредственно,
поскольку последствия в виде роста нелегальной миграции, наркотрафика
и прочих результатов гуманитарной катастрофы не заставят себя ждать. При
этом Россия несет обязательства перед своими партнерами по ОДКБ
и должна оказать им помощь в случае серьезного вооруженного конфликта. Не
снижается актуальность и экономической угрозы. Состояние экономик стран
Евросоюза не внушает радужных надежд; очевидно, что их восстановление
будет затяжным и медленным. При этом вероятность внезапного «срыва»
ситуации «в пике» отнюдь не исключена, так как от долговых проблем не
свободна ни одна экономика еврозоны, а «второй Греции» ЕС может и не
пережить. В этих условиях, однако, резко растет заинтересованность ЕС
в партнерстве с Россией, которую рассматривают и как возможного
кредитора, и как партнера в ряде важных проектов, в частности
энергетических. Заметным сигналом улучшения отношений России и ЕС
является активная кампания в пользу безвизового режима с Россией,
которую ведет ряд западноевропейских чиновников, прежде всего
французских и немецких. Внутренние угрозы Характерной
внутренней опасностью, имеющей в то же время внешнее происхождение,
является пресловутая «оранжевая угроза», реальность которой обсуждалась
в России практически все последние годы. На поверку в ходе очередного
горячего политического сезона «оранжад» оказался мифом по нескольким
причинам. Первая и главная — в России отсутствует авторитетный член
правящей элиты, способный возглавить оппозицию против остальной части
этой элиты. А именно такими лидерами были Виктор Ющенко и Юлия
Тимошенко, занимавшие видные посты во власти и имевшие соответствующую
аппаратную и бизнес-поддержку, облегчившую борьбу за власть. В этих
условиях западные игроки не могли всерьез рассчитывать на успех
«оранжевого проекта» в России, поскольку вероятность падения
действующего правительства была слишком низка. С другой стороны, если
падение состоялось бы, слишком высокой оказывалась вероятность
неконтролируемого развития событий. Диапазон этих событий очень широк,
от прихода к власти жестко антизападного лидера до распада России,
который сам по себе в текущих условиях не принесет никому ничего, кроме
огромных бед и непомерных затрат. В результате отечественный
«оранжевый проект», по сути, закончился, не начавшись, заглохнув без
аппаратной, денежной и информационной поддержки. Впрочем, от этого
внутренняя обстановка хоть и стала менее напряженной, но все еще далеко
не радужная. Главная проблема, с которой предстоит столкнуться
России в новый срок Владимира Путина, это острейшая необходимость
системных реформ при очевидной их невозможности в текущей организации
власти. Даже если не брать собственно выборы с их масштабными
фальсификациями, все те обвинения, что бросила в лицо власти оппозиция,
справедливы до последней буквы. В России продолжается накопление
критической массы противоречий, усугубляемых коррумпированной
и неэффективной властью, весьма значительная часть которой работает
исключительно на личное обогащение. Главной угрозой в этих условиях
является сохранение прежнего курса правительства, в случае если Владимир
Путин не пожелает начинать серьезных перемен. Проблемы в системе
образования, здравоохранения, судебной системе, в правоохранительных
органах и других сферах достигли угрожающих размеров. Никто не
говорит о том, что «завтра все рухнет», но сохранение прежнего курса без
изменений грозит к итогу нового срока Владимира Путина серьезнейшим
кризисом. При этом, объективно являясь сегодня самым популярным
политиком в стране, Путин — единственный человек, который может дать
старт реальным «преобразованиям сверху». Вопрос только в том, хватит ли
у него политической воли и смелости пойти на эти преобразования. Предыдущий
ключевой рубеж, выборы президента, были пройдены без серьезных
потрясений. У страны есть время собраться с мыслями для ответа на острые
вопросы, которые жизнь поставит перед нами очень скоро. Вместе с тем
отсутствие непосредственной угрозы дестабилизации и потери управления
позволяет понизить интегральный уровень угроз сразу на две ступени: до
ЖЕЛТОГО. Илья КРАМНИК
Источник: http://www.soldatru.ru/read.php?id=2306
|