Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Пятница, 03.05.2024, 13:21| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Безопасность [139]
Вооруженные силы [135]
Инфо, новости [205]
ПВО, ПРО [99]
NATO [54]
ВВТ [192]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » 2012 » Май » 31 » ВМС Китая сегодня и завтра — часть I
    11:27
    ВМС Китая сегодня и завтра — часть I

    ВМС Китая сегодня и завтра — часть I

    Реальны ли претензии Поднебесной на лидерство в мировом океане?

    // Владислав Никольский, Николай Новичков

    В основу нынешней военно-морской стратегии КНР, которая начала разрабатываться в конце 80-х и была официально провозглашена в 1995 году, положена Стратегия активной обороны, подразумевающая создание таких ВМС, которые обладали бы способностью отразить агрессию со стороны моря. При этом не исключается возможность и нанесения превентивных ударов по противнику.

    Концепция развития

    В появляющихся в СМИ Поднебесной публикациях на военную тему постоянно содержатся притязания более чем на пять миллионов квадратных километров «китайской территории, оккупированной иностранными государствами», объявленная же морская зона безопасности КНР простирается в глубь просторов Тихого океана уже на 2000 миль, а возможно, и более. При этом политкомиссар элитной Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал Вен Цонгрен в докладе о военной мощи народной республики заявил: «Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем ее, сможем вести речь о подъеме Китая. Чтобы подъем был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из них в своем будущем развитии».

    Основными элементами боевого применения ВМС в рамках действующей в настоящее время стратегии являются следующие концепции: активного воздействия на противника на максимальных дальностях с подготовкой ВМС к боевым действиям на всю глубину океанских (морских) ТВД, ограниченного ядерного контрудара в целях самозащиты с участием ВМС в нанесении ядерного удара с помощью ПЛАРБ по противнику в составе стратегических ядерных сил Китая.

    В соответствии с современной китайской военно-морской стратегией в будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих главных задач: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских коммуникаций противника, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и важным береговым объектам противника с целью ослабления его военного потенциала, осуществление морских десантных операций с участием сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства, разработки полезных ископаемых и научных исследований, а также ряд других.

    Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС.

    На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг), включающей акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и одновременно призванной играть роль «морской Великой китайской стены». В настоящее время этот этап завершен.

    На втором этапе (до 2020 года) планируются активные действия ВМС в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага.

    На третьем этапе (до 2050 года) предполагается создать мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в начале XXI века.

    Общее количество боевых кораблей и катеров во флоте КНР за последние четыре года резко выросло – примерно с 570 до 700. Однако это произошло не только за счет нового строительства, но и вследствие вывода многих единиц из резерва, в котором находится значительное число ПЛ, БКА и ДКА. В свою очередь вероятное сокращение численности корабельного состава в 2015–2020 годах может произойти за счет перевода части ПЛ, БКА и ДКА в резерв.

    Программы военного кораблестроения

    За последние 10 лет Китай существенно увеличил объемы военного кораблестроения. Основное внимание в нем сместилось с кораблей ограниченного водоизмещения к крупным кораблям основных классов (ПЛА, АВ, ФР). Вместе с тем продолжается строительство ракетных катеров (РКА).

    Подводные силы

    ПЛАРБ. В боевом составе китайского флота находится одна ПЛАРБ Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995–2001 годах прошла модернизацию и была перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094.

    К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001 году. Головная субмарина Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в 2007-м, а первая серийная – в 2009-м, но испытания предназначенных для них новых МБР продолжались и в 2011 году. Отставание программы создания ударного оружия для этих подлодок вполне закономерно. Например, ПЛАРБ проекта 092 Chang Zheng-6 вошла в состав ВМС в августе 1983 года, однако первый успешный пуск МБР осуществлен только 15 сентября 1987-го. Окончательный ввод в боевой состав китайского флота двух ПЛАРБ типа Daqinqyu, очевидно, произойдет в текущем году. По заявлению китайского руководства, строительство серии этих подводных ракетоносцев имеет целью обеспечение стратегического сдерживания ядерных сил США на море.

    Впервые ПЛАРБ проекта 094 была сфотографирована спутником Quickbird в конце 2006 года во время стоянки на базе «Сяопиндао» вблизи города Даляна. Эксперты сразу установили, что подлодка напоминает российские корабли проекта 667БДРМ.

    Новая китайская ПЛАРБ вооружена 12 МБР JL-2 с разделяющейся головной частью (РГЧ). Эта ракета представляет собой уменьшенный вариант МБР DF-31, которая была испытана еще в 1999 году. Максимальная дальность стрельбы – до 8000 километров при оснащении моноблочной головной частью (МГЧ) с тротиловым эквивалентом 0,35 Мт. Стартовая масса твердотопливной МБР – 42 тонны, габариты – около 12,0х2,0 метра, она оснащена инерциальной системой управления (СУ). На ракете возможна установка РГЧ.

    В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и запланирована постройка еще одной такой же подлодки. Однако, по имеющейся информации, строящиеся ПЛАРБ уже относятся к кораблям проекта 096, на борту которых будет находиться 24 МБР. Более того, ЦРУ США в середине 2011 года получило спутниковую фотографию одной из этих подлодок на ходовых испытаниях в море.

    По мнению экспертов, заявленные размеры субмарины (длина – 150 м и ширина – 20 м) не вызывают доверия. Прежде всего это касается ширины ПЛАРБ, так как она зависит от качества стали и толщины прочного корпуса. Маловероятно, что Китай освоил технологию производства и обработки такой стали и смог обойти в области металлургии США, Россию, Великобританию и Францию. Однако в любом случае после 2016 года Китай, вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ. Причем вооружение четырех подлодок окажется не хуже, чем ПЛАРБ США.

    Некоторые СМИ утверждают: при проектировании и строительстве субмарин типа Daqinqyu использовались российские технологии. Однако как полагают большинство специалистов, в части АЭУ и МБР это маловероятно по причинам политического характера. Ведь на момент начала проектирования этих лодок (конец 80-х годов) у Москвы были куда лучше отношения с Вашингтоном, чем с Пекином. Кроме того, технологии, применяемые в АЭУ и производстве МБР, таковы, что отказ от освоенных технологических процессов и переход на другие требуют много времени и огромных затрат.

    Эксперты полагают, что вероятнее всего при создании АЭУ на ПЛАРБ проекта 94 по-прежнему используются французские технологии. В связи с этим не исключено, что в качестве ГЭУ применяется АТЭУ с двумя усовершенствованными реакторами французского типа разработки 70–80-х годов. В то же время некоторые специалисты считают, что новая китайская ПЛАРБ оснащена обычной АЭУ.

    Не исключено, что полученные из России в середине 90-х годов две неатомные подлодки проекта 877ЭКМ, безусловно, позволили Китаю применить в субмаринах типа Daqinqyu (а в более полном объеме и на ПЛАРБ проекта 096) некоторые российские технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения – гидроакустика, торпеды, ПКР. Однако наличие огромного количества мелких шпигатов в надстройке подлодок проекта 094 показывает, что не все технологии по скрытности поняты китайскими специалистами и внедрены ими.

    Публикации в СМИ с указанием уровня шумности ПЛАРБ проектов 094 (115 Дб) и 096 (95–100 Дб) ни о чем не говорят, поскольку при этом не приводится скорость хода лодки.

    Заявленное в СМИ подводное водоизмещение подлодок проекта 094 – 9000 тонн – явно занижено. При наличии двух реакторов и 12 МБР (со стартовой массой 42 т каждая) оно должно быть не менее 11–12 тысяч тонн. Даже надводное водоизмещение больше и, по мнению экспертов, составляет 9500 тонн. Оценка водоизмещения подлодки проекта 096 более реальна и близка к 16 тысячам тонн.

    ПЛАТ. В составе ВМС Китая находится пять ПЛАТ: три проекта 091 постройки 1980–1990 годов (две первые подлодки этого проекта уже списаны) и две проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в 2012–2020 годах. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 года планируется построить до восьми ПЛАТ этого типа.

    Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к подлодкам проекта 093. Вместе с тем специалисты полагают, что водоизмещение этой субмарины, заявленное в СМИ, более соответствует реальности. То, что строительство головной ПЛАТ проекта 093 продолжалось 13 лет, косвенно указывает: при ее создании использовались российские технологии (проект был переделан после ознакомления с НАПЛ проекта 877ЭКМ).

    На следующих шести ПЛАТ полное внедрение новых технологий привело к таким изменениям проекта, что сменился и его номер – 095. Кроме того, программа строительства была временно прервана после постройки двух первых подлодок по проекту 093. Скорее всего возобновление программы строительства ПЛАТ будет осуществляться по проекту 095 и только после освоения новейших технологий по скрытности.

    Эти технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения (гидроакустика, торпеды, ПКР) позволили снизить уровень шума более чем в три раза по сравнению с ПЛАТ проекта 091. Однако до уровня шума новых ПЛАТ ведущих стран мира китайским специалистам еще далеко.

    Кроме того, можно отметить сравнительно низкий уровень надежности АЭУ, что свидетельствует о том, что и французские технологии в определенной части пока недостижимы для промышленности Китая.

    Приведенные в таблице оценки относительного уровня широкополосного шума приведены к скоростям хода, не превышающим 15 узлов. Поэтому эти сравнения нельзя считать полностью достоверными.

    Сравнение боевых возможностей ПЛАТ Китая и ведущих стран мира

    ГодТип ПЛХодовые качестваОружиеСкрытность
    Скорость полного хода (уз.)Тип ГЭУКоличество ТАКоличество единиц оружияОценка ОУШШ*Рабочая глубина погружения (м)
    Китай
    1974/1980проект 09125АТЭУ620340300
    2007проект 093>30АТЭУ/АЭУ624110нет данных
    США
    1988San Juan32–33АЭУ426+12 в ВПУ100450
    1997Seawolf>35АЭУ85220–25500
    СССР/Россия
    1989проект 671РТМК>30АЭУ624105400
    1992мод. проект 97133АЭУ84035450
    Великобритания
    1983Trafalgar32АЭУ520114>300
    2009Astute>30АЭУ638–4830–40400
    Франция
    1983Rubis25АТЭУ414104>300
    2016Suffren>30АТЭУ42440350
    *Оценка относительного уровня широкополосного шума (ОУШШ) приведена в процентах к уровню данной характеристики для ПЛАТ San Juan типа Los Angeles

    Тем не менее экспертам давно понятно, что для окончательного преодоления отставания в подводном кораблестроении Китаю потребуется умение не только копировать зарубежные образцы, но и осваивать многие теоретические разработки, связанные с фундаментальными науками. Но для этого необходимы огромные средства и опыт, накопленный ведущими морскими державами за последнее столетие. Маловероятно, что они поделятся этим опытом с Китаем. Возможная передача (продажа) нескольких российских ПЛАТ проектов 949А и 971 вряд ли поможет китайцам достигнуть необходимого уровня подводного кораблестроения в ближайшее время. Новое руководство ВМС КНР это осознает и несколько притормозило развитие именно ПЛАТ для того, чтобы иметь время для освоения новых технологий, а основные усилия пока сосредоточивает на строительстве или покупке за рубежом НАПЛ.

    НАПЛ. В составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48 неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее время строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и три субмарины запланированы к постройке.

    Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636 c изменением в размещении носовых и кормовых рулей. Носовые горизонтальные рули расположены на ограждении рубки, а у кормовых вертикальных рулей появилась верхняя часть. Кроме того, подверглась изменениям главная энергетическая установка, которая трансформирована в дизель-электрическую и воздухонезависимую энергетические установки (ДЭУ+ВНЭУ). ВНЭУ создана на базе двигателей Стирлинга, которые для этих лодок, вероятно, были закуплены в Швеции.

    Большинство экспертов считают, что в Китае вряд ли смогут освоить технологию производства ВНЭУ на базе водородной техники (электрохимические генераторы изготавливаются в России и Германии). Вместе с тем создание ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (освоено Швецией и Японией) вполне возможно, поскольку КНР в последние годы наращивает техническое сотрудничество со Швецией.

    Надо отметить, что масштабные закупки НАПЛ в России (приобретено 12 подлодок проектов 877ЭКМ и 636 при построенных по своему проекту только 13 субмаринах проекта 039) свидетельствуют о том, что руководство ВМС не удовлетворено качеством не только своих ПЛА, но и НАПЛ. При этом большинство экспертов полностью согласны с тем, что подлодка проекта 041 (копирование российской НАПЛ) даже с ВНЭУ не сможет полностью соответствовать по боевым возможностям новым российским или французским субмаринам из-за невозможности копирования китайцами многих технологий. Сложившаяся ситуация, видимо, будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ.

    >>> Окончание >>>

    Владислав Никольский,
    доктор технических наук, профессор
    Николай Новичков,
    кандидат технических наук


    Источник:   
         



    Категория: Вооруженные силы | Просмотров: 744 | Добавил: ekjack
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz