В основу нынешней военно-морской стратегии КНР,
которая начала разрабатываться в конце 80-х и была официально
провозглашена в 1995 году, положена Стратегия активной обороны,
подразумевающая создание таких ВМС, которые обладали бы способностью
отразить агрессию со стороны моря. При этом не исключается возможность и
нанесения превентивных ударов по противнику.
Концепция развития
В появляющихся в СМИ Поднебесной публикациях на военную тему
постоянно содержатся притязания более чем на пять миллионов квадратных
километров «китайской территории, оккупированной иностранными
государствами», объявленная же морская зона безопасности КНР
простирается в глубь просторов Тихого океана уже на 2000 миль, а
возможно, и более. При этом политкомиссар элитной Академии военных наук
Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал Вен Цонгрен в докладе
о военной мощи народной республики заявил: «Китай должен прорвать
блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности.
Только когда прорвем ее, сможем вести речь о подъеме Китая. Чтобы подъем
был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из них в
своем будущем развитии».
Основными элементами боевого применения ВМС в рамках действующей в
настоящее время стратегии являются следующие концепции: активного
воздействия на противника на максимальных дальностях с подготовкой ВМС к
боевым действиям на всю глубину океанских (морских) ТВД, ограниченного
ядерного контрудара в целях самозащиты с участием ВМС в нанесении
ядерного удара с помощью ПЛАРБ по противнику в составе стратегических
ядерных сил Китая.
В соответствии с современной китайской военно-морской стратегией в
будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих главных задач:
уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских
коммуникаций противника, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и
важным береговым объектам противника с целью ослабления его военного
потенциала, осуществление морских десантных операций с участием
сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов
противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства,
разработки полезных ископаемых и научных исследований, а также ряд
других.
Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС.
На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы
поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной
«первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг),
включающей акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского
морей и одновременно призванной играть роль «морской Великой китайской
стены». В настоящее время этот этап завершен.
На втором этапе (до 2020 года) планируются активные действия ВМС в
пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова,
Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая
Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также
морей Индонезийского архипелага.
На третьем этапе (до 2050 года) предполагается создать мощный
океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом
районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития
китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в
начале XXI века.
Общее количество боевых кораблей и катеров во флоте КНР за последние
четыре года резко выросло – примерно с 570 до 700. Однако это произошло
не только за счет нового строительства, но и вследствие вывода многих
единиц из резерва, в котором находится значительное число ПЛ, БКА и ДКА.
В свою очередь вероятное сокращение численности корабельного состава в
2015–2020 годах может произойти за счет перевода части ПЛ, БКА и ДКА в
резерв.
Программы военного кораблестроения
За последние 10 лет Китай существенно увеличил объемы военного
кораблестроения. Основное внимание в нем сместилось с кораблей
ограниченного водоизмещения к крупным кораблям основных классов (ПЛА,
АВ, ФР). Вместе с тем продолжается строительство ракетных катеров (РКА).
Подводные силы
ПЛАРБ. В боевом составе китайского флота находится одна ПЛАРБ
Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995–2001 годах прошла модернизацию и была
перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094.
К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001
году. Головная субмарина Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в
2007-м, а первая серийная – в 2009-м, но испытания предназначенных для
них новых МБР продолжались и в 2011 году. Отставание программы создания
ударного оружия для этих подлодок вполне закономерно. Например, ПЛАРБ
проекта 092 Chang Zheng-6 вошла в состав ВМС в августе 1983 года, однако
первый успешный пуск МБР осуществлен только 15 сентября 1987-го.
Окончательный ввод в боевой состав китайского флота двух ПЛАРБ типа
Daqinqyu, очевидно, произойдет в текущем году. По заявлению китайского
руководства, строительство серии этих подводных ракетоносцев имеет целью
обеспечение стратегического сдерживания ядерных сил США на море.
Впервые ПЛАРБ проекта 094 была сфотографирована спутником Quickbird в
конце 2006 года во время стоянки на базе «Сяопиндао» вблизи города
Даляна. Эксперты сразу установили, что подлодка напоминает российские
корабли проекта 667БДРМ.
Новая китайская ПЛАРБ вооружена 12 МБР JL-2 с разделяющейся головной
частью (РГЧ). Эта ракета представляет собой уменьшенный вариант МБР
DF-31, которая была испытана еще в 1999 году. Максимальная дальность
стрельбы – до 8000 километров при оснащении моноблочной головной частью
(МГЧ) с тротиловым эквивалентом 0,35 Мт. Стартовая масса твердотопливной
МБР – 42 тонны, габариты – около 12,0х2,0 метра, она оснащена
инерциальной системой управления (СУ). На ракете возможна установка РГЧ.
В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и
запланирована постройка еще одной такой же подлодки. Однако, по
имеющейся информации, строящиеся ПЛАРБ уже относятся к кораблям проекта
096, на борту которых будет находиться 24 МБР. Более того, ЦРУ США в
середине 2011 года получило спутниковую фотографию одной из этих
подлодок на ходовых испытаниях в море.
По мнению экспертов, заявленные размеры субмарины (длина – 150 м и
ширина – 20 м) не вызывают доверия. Прежде всего это касается ширины
ПЛАРБ, так как она зависит от качества стали и толщины прочного корпуса.
Маловероятно, что Китай освоил технологию производства и обработки
такой стали и смог обойти в области металлургии США, Россию,
Великобританию и Францию. Однако в любом случае после 2016 года Китай,
вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ.
Причем вооружение четырех подлодок окажется не хуже, чем ПЛАРБ США.
Некоторые СМИ утверждают: при проектировании и строительстве субмарин
типа Daqinqyu использовались российские технологии. Однако как полагают
большинство специалистов, в части АЭУ и МБР это маловероятно по
причинам политического характера. Ведь на момент начала проектирования
этих лодок (конец 80-х годов) у Москвы были куда лучше отношения с
Вашингтоном, чем с Пекином. Кроме того, технологии, применяемые в АЭУ и
производстве МБР, таковы, что отказ от освоенных технологических
процессов и переход на другие требуют много времени и огромных затрат.
Эксперты полагают, что вероятнее всего при создании АЭУ на ПЛАРБ
проекта 94 по-прежнему используются французские технологии. В связи с
этим не исключено, что в качестве ГЭУ применяется АТЭУ с двумя
усовершенствованными реакторами французского типа разработки 70–80-х
годов. В то же время некоторые специалисты считают, что новая китайская
ПЛАРБ оснащена обычной АЭУ.
Не исключено, что полученные из России в середине 90-х годов две
неатомные подлодки проекта 877ЭКМ, безусловно, позволили Китаю применить
в субмаринах типа Daqinqyu (а в более полном объеме и на ПЛАРБ проекта
096) некоторые российские технологии в части акустической скрытности и
новейших видов вооружения – гидроакустика, торпеды, ПКР. Однако наличие
огромного количества мелких шпигатов в надстройке подлодок проекта 094
показывает, что не все технологии по скрытности поняты китайскими
специалистами и внедрены ими.
Публикации в СМИ с указанием уровня шумности ПЛАРБ проектов 094 (115
Дб) и 096 (95–100 Дб) ни о чем не говорят, поскольку при этом не
приводится скорость хода лодки.
Заявленное в СМИ подводное водоизмещение подлодок проекта 094 – 9000
тонн – явно занижено. При наличии двух реакторов и 12 МБР (со стартовой
массой 42 т каждая) оно должно быть не менее 11–12 тысяч тонн. Даже
надводное водоизмещение больше и, по мнению экспертов, составляет 9500
тонн. Оценка водоизмещения подлодки проекта 096 более реальна и близка к
16 тысячам тонн.
ПЛАТ. В составе ВМС Китая находится пять ПЛАТ: три проекта 091
постройки 1980–1990 годов (две первые подлодки этого проекта уже
списаны) и две проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов
субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в
2012–2020 годах. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой
ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной
подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 года планируется построить до
восьми ПЛАТ этого типа.
Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части
российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к
подлодкам проекта 093. Вместе с тем специалисты полагают, что
водоизмещение этой субмарины, заявленное в СМИ, более соответствует
реальности. То, что строительство головной ПЛАТ проекта 093 продолжалось
13 лет, косвенно указывает: при ее создании использовались российские
технологии (проект был переделан после ознакомления с НАПЛ проекта
877ЭКМ).
На следующих шести ПЛАТ полное внедрение новых технологий привело к
таким изменениям проекта, что сменился и его номер – 095. Кроме того,
программа строительства была временно прервана после постройки двух
первых подлодок по проекту 093. Скорее всего возобновление программы
строительства ПЛАТ будет осуществляться по проекту 095 и только после
освоения новейших технологий по скрытности.
Эти технологии в части акустической скрытности и новейших видов
вооружения (гидроакустика, торпеды, ПКР) позволили снизить уровень шума
более чем в три раза по сравнению с ПЛАТ проекта 091. Однако до уровня
шума новых ПЛАТ ведущих стран мира китайским специалистам еще далеко.
Кроме того, можно отметить сравнительно низкий уровень надежности
АЭУ, что свидетельствует о том, что и французские технологии в
определенной части пока недостижимы для промышленности Китая.
Приведенные в таблице оценки относительного уровня широкополосного
шума приведены к скоростям хода, не превышающим 15 узлов. Поэтому эти
сравнения нельзя считать полностью достоверными.
Сравнение боевых возможностей ПЛАТ Китая и ведущих стран мира
Год | Тип ПЛ | Ходовые качества | Оружие | Скрытность |
Скорость полного хода (уз.) | Тип ГЭУ | Количество ТА | Количество единиц оружия | Оценка ОУШШ* | Рабочая глубина погружения (м) |
Китай |
1974/1980 | проект 091 | 25 | АТЭУ | 6 | 20 | 340 | 300 |
2007 | проект 093 | >30 | АТЭУ/АЭУ | 6 | 24 | 110 | нет данных |
США |
1988 | San Juan | 32–33 | АЭУ | 4 | 26+12 в ВПУ | 100 | 450 |
1997 | Seawolf | >35 | АЭУ | 8 | 52 | 20–25 | 500 |
СССР/Россия |
1989 | проект 671РТМК | >30 | АЭУ | 6 | 24 | 105 | 400 |
1992 | мод. проект 971 | 33 | АЭУ | 8 | 40 | 35 | 450 |
Великобритания |
1983 | Trafalgar | 32 | АЭУ | 5 | 20 | 114 | >300 |
2009 | Astute | >30 | АЭУ | 6 | 38–48 | 30–40 | 400 |
Франция |
1983 | Rubis | 25 | АТЭУ | 4 | 14 | 104 | >300 |
2016 | Suffren | >30 | АТЭУ | 4 | 24 | 40 | 350 |
*Оценка относительного
уровня широкополосного шума (ОУШШ) приведена в процентах к уровню данной
характеристики для ПЛАТ San Juan типа Los Angeles |
Тем не менее экспертам давно понятно, что для окончательного
преодоления отставания в подводном кораблестроении Китаю потребуется
умение не только копировать зарубежные образцы, но и осваивать многие
теоретические разработки, связанные с фундаментальными науками. Но для
этого необходимы огромные средства и опыт, накопленный ведущими морскими
державами за последнее столетие. Маловероятно, что они поделятся этим
опытом с Китаем. Возможная передача (продажа) нескольких российских ПЛАТ
проектов 949А и 971 вряд ли поможет китайцам достигнуть необходимого
уровня подводного кораблестроения в ближайшее время. Новое руководство
ВМС КНР это осознает и несколько притормозило развитие именно ПЛАТ для
того, чтобы иметь время для освоения новых технологий, а основные усилия
пока сосредоточивает на строительстве или покупке за рубежом НАПЛ.
НАПЛ. В составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48
неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее
время строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю
находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и
три субмарины запланированы к постройке.
Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ
российского проекта 636 c изменением в размещении носовых и кормовых
рулей. Носовые горизонтальные рули расположены на ограждении рубки, а у
кормовых вертикальных рулей появилась верхняя часть. Кроме того,
подверглась изменениям главная энергетическая установка, которая
трансформирована в дизель-электрическую и воздухонезависимую
энергетические установки (ДЭУ+ВНЭУ). ВНЭУ создана на базе двигателей
Стирлинга, которые для этих лодок, вероятно, были закуплены в Швеции.
Большинство экспертов считают, что в Китае вряд ли смогут освоить
технологию производства ВНЭУ на базе водородной техники
(электрохимические генераторы изготавливаются в России и Германии).
Вместе с тем создание ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (освоено Швецией и
Японией) вполне возможно, поскольку КНР в последние годы наращивает
техническое сотрудничество со Швецией.
Надо отметить, что масштабные закупки НАПЛ в России (приобретено 12
подлодок проектов 877ЭКМ и 636 при построенных по своему проекту только
13 субмаринах проекта 039) свидетельствуют о том, что руководство ВМС не
удовлетворено качеством не только своих ПЛА, но и НАПЛ. При этом
большинство экспертов полностью согласны с тем, что подлодка проекта 041
(копирование российской НАПЛ) даже с ВНЭУ не сможет полностью
соответствовать по боевым возможностям новым российским или французским
субмаринам из-за невозможности копирования китайцами многих технологий.
Сложившаяся ситуация, видимо, будет способствовать продолжению закупок
Китаем новейших российских или французских НАПЛ.
>>> Окончание >>>