«Всемирный ястреб» вместо «Леди Дракон»
Когда же дрон придет на смену давно известной пилотируемой машине?
Одному из известнейших проектов американской
авиапромышленности – высотному воздушному разведчику U-2 уже перевалило
за 55 лет. Это немалый возраст для самолета. Несмотря на проводившиеся
работы по его модернизации, уже давно назрела необходимость замены
машины на что-то концептуально и технологически более современное.
Данное обстоятельство стимулировало ВВС США изучить возможные варианты.
Выдающееся достижение… Прошедшей эпохи
Задачу создания самолета-разведчика, способного выполнять полеты на
большие дальности на высотах свыше 20 километров, где перехват
средствами ПВО был бы практически невозможен, сформулировали в первой
половине 50-х годов. Работы по проекту начались в 1954-м подразделением
Skunk Works компании Lockheed Martin в режиме строжайшей секретности.
Руководил ими известный авиаконструктор Кларенс Леонард «Келли» Джонсон.
Его команда предложила проект машины, конструктивно представлявший
собой свободнонесущий среднеплан с цельнометаллическим крылом большого
удлинения, с опущенными законцовками консолей крыла, используемыми как
лыжи при приземлении. Самолет должен был иметь уникальные
летно-технические характеристики: максимальная высота полета – более 21
000 метров, максимальная дальность – 9000 километров.
Работа спорилась, и уже год спустя – в 1955-м состоялся первый полет
прототипа U-2. Двумя годами позднее – в 1957-м американские
военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение. 25 первых машин
поступили в 4028 и 4080-ю стратегические разведывательные эскадрильи
стратегического авиационного командования ВВС США, которые базировались в
штате Техас и на Пуэрто-Рико, а десять последующих получило NACA –
тогдашний предшественник NASA.
Только за первые три года U-2 выполнили 6048 разведывательных
заданий, включая 2400 полетов на высоте свыше 18 000 метров. Действовали
самолеты с отдаленных баз на Пуэрто-Рико, в Австралии, Малой Азии и
Южной Америке. Над территорией СССР U-2 совершили 24 полета. Именно с
помощью этих машин были обнаружены стартовые позиции советских
баллистических ракет на Кубе.
На борту самолетов устанавливалась различная аппаратура разведки.
Первые варианты традиционно включали пленочные фотокамеры высокого
разрешения, в частности A-1, A-2, и 73B компании Hycon, 70-миллиметровая
камера фирмы Perkin-Elmer. Разведчик также оснащался панорамной камерой
высокого разрешения OBC компании ITEK, часть которой позднее перешла
под контроль Goodrich.
Некоторые модификации U-2, включая самолет, сбитый под Свердловском,
имели оборудование фирм Higgins, Hewlett Packard и Raytheon,
предназначенное для обнаружения и регистрации источников радиоизлучений.
Машина неоднократно модернизировалась, совершенствовались двигатель,
авионика, разведывательная аппаратура. К примеру, модификация U-2E
представляла собой вариант самолета c возможностями радиоэлектронной
разведки и РЭБ. Самая значительная «доработка» вылилась в модификацию
U-2R (впоследствии она получила обозначение TR-1, а затем U-2S).
Увеличились размеры и масса машины, она получила новый, более мощный
двигатель, вырос объем топливных баков. При этом дальность полета
доведена до 9655 километров. В модификации TR-1 самолет снабдили радаром
бокового обзора ASARS II, обеспечивающим картографирование местности с
высоким разрешением, и системой селекции движущихся целей. Первый полет
этого варианта, неофициально названного «Леди Дракон» (Dragon Lady),
состоялся 28 августа 1968 года.
Самолет, безусловно, являлся выдающимся техническим достижением
своего времени, но вместе с тем не был лишен и некоторых недостатков,
обусловленных конструктивными особенностями. Они стали своеобразной
платой за уникальные летно-технические характеристики, которыми обладал
U-2. В частности, отмечались сложности со взлетом и посадкой ввиду
плохого обзора из кабины пилота. Да и сам полет, который летчик проводит
в специальном скафандре, вряд ли можно назвать комфортным.
Ну а самое главное – машина, несмотря на все усовершенствования, в
целом осталась продуктом уже ушедшей эпохи. В какой-то момент
американские специалисты поняли, что желаемый переход на качественно
новый уровень удастся только в результате создания другого современного
аппарата, которым, по мнению заокеанских военных аналитиков, мог бы
стать беспилотник. Основным претендентом на эту роль оказался БЛА RQ-4
Global Hawk.
Один из самых крупных
Задание на разработку стратегического разведывательного дрона военные
США сформулировали еще в первой половине 90-х годов. Итоги конкурса на
лучший проект по программе Tier II+ были подведены в мае 1995-го.
Победителем признали предложение американской компании Teledyne Ryan
Aeronautical. Это произошло не случайно. Teledyne Ryan Aeronautical
являлась одной из первых фирм в Соединенных Штатах, которая занялась
конструированием БЛА. Созданные ею на основе воздушных мишеней
беспилотные разведчики Firebee неплохо зарекомендовали себя во время
войны во Вьетнаме, а аппараты Compass Arrow довольно успешно выполняли
разведывательные миссии в Китае.
Стратегический беспилотный самолет, получивший наименование Global
Hawk, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным
крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. В
конструкции БЛА широко использованы композиционные материалы. Это один
из самых крупных дронов, существующих в настоящее время: размах крыла
равен примерно 35 метрам, а взлетная масса приближается к 15 тоннам.
Аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 30 часов на высотах
до 18 000 метров.
Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки
фирмы Hughes (в 1997 году она перешла под контроль компании Raytheon).
Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS II, используемого
на некоторых вариантах самолета U-2. Комплекс включает радар SAR/MTI
HISAR, а также оптический и инфракрасный сенсоры.
Дневная оптико-электронная цифровая камера обеспечивает получение
изображений с высоким разрешением. РЛС с синтезированной апертурой, две
антенны которой расположены по бокам в нижней части приборного отсека
фюзеляжа, предназначена для работы в любых погодных условиях. Радар
обладает возможностью обнаружения наземных подвижных объектов,
определения их координат и скорости. При этом РЛС, дневная и
инфракрасная камеры могут работать одновременно.
На модификацию БЛА Block 40 был установлен радар, созданный по
программе MP-RTIP. Он также позволяет вести разведку в большой зоне и
производить поиск движущихся целей на больших удалениях. При этом,
утверждают разработчики, время отклика РЛС типа MP-RTIP в девять-десять
раз меньше, чем штатного радара, а дальность ее действия превосходит
радиолокационную станцию APY-7, которая размещена на самолете E-8C.
Для передачи полученной развединформации на землю могут быть
использованы как канал связи в зоне прямой видимости диапазона UHF, так и
спутниковый канал Ku-диапазона.
Первый полет прототип БЛА Global Hawk совершил 28 февраля 1998 года с
авиабазы ВВС США Edwards в Калифорнии. Год спустя Teledyne Ryan
приобрела компания Northrop Grumman, после чего программа продолжила
развиваться под ее маркой. В 2004-м первый аппарат Global Hawk передали
военно-морским силам США. Позднее некоторое количество БЛА было
поставлено американским ВВС и NASA.
Все позже и позже
Предполагалось, что Dragon Lady будут выведены из эксплуатации к 2011
году и на смену им придут беспилотные самолеты-разведчики. Однако сроки
неоднократно сдвигались. Так, именно в 2011-м официальные лица из ВВС
Соединенных Штатов объявили, что планируемое замещение имеющихся в
настоящее время на вооружении U-2 дронами Global Hawk произойдет только к
2015 году. По словам подполковника Рика Томаса, отвечающего в
военно-воздушных силах США за программу Global Hawk, в 2015-м в составе
ВВС не должно остаться устаревших Dragon Lady. Он выразил уверенность в
том, что БЛА RQ-4 Global Hawk будут в состоянии взять на себя те
функции, которые в настоящее время выполняют U-2.
Между тем, по словам специалистов, для эффективной замены
пилотируемых самолетов дронами необходимо провести еще ряд мероприятий.
Так, американские военные выражают желание, чтобы в состав бортовой
аппаратуры разведки БЛА была интегрирована пленочная камера высокого
разрешения Optical Bar Camera, используемая на U-2.
Пока персонал ВВС вместе с инженерами Northrop Grumman изучает
возможные способы установки массивной камеры на борту беспилотника.
По-видимому, это потребует некоторых доработок как Optical Bar Camera,
так и летательного аппарата. Вероятно, будет создан некий универсальный
контейнер для аппаратуры, в числе которой окажется и упомянутая
пленочная камера. Впрочем, не исключено, что вместо нее разместят более
современную цифровую модель.
Кроме того, нельзя не сказать еще об одном важном условии замены U-2
на беспилотники – стоимость БЛА, их эксплуатации и ремонта должна стать
меньше, чем пилотируемых аналогов. Однако, по данным ВВС США, ныне цена
летного часа Dragon Lady составляет 31 тысячу долларов, а Global Hawk –
порядка 35 тысяч. Да и сам дрон стоит недешево (хотя данный показатель и
имеет тенденцию к снижению): цена пустого аппарата – 35 миллионов
долларов, а полностью оснащенного БЛА может достигать 123 миллионов.
Таким образом, предстоит еще немало сделать, чтобы подтянуть Global
Hawk до нужного уровня. Правда, не исключено, что очерченный круг
вопросов удалось бы решить в обозримом будущем, если бы не начавшееся
сокращение американского военного бюджета. В Вашингтоне решили
сэкономить и на беспилотниках Global Hawk, что сделало их дальнейшие
перспективы, как и перспективы замещения U-2, достаточно
неопределенными.
Источник:
|